Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное агентство воздушного транспорта
Росавиация
Размер шрифта: A A A
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Карта сайта
RSS
Facebook
Twitter
О Росавиации
Центральный аппарат
Деятельность
Сертификация авиатехники, ССО, РТОП и аэродромов
ГлавнаяНовостиАктуальная информация  

Доклад руководителя Росавиации Александра Нерадько на итоговом заседании Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта

27 марта 2018

Доклад руководителя Росавиации Александра Нерадько на заседании Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта 28 февраля 2018 года.

Основной задачей Росавиации на 2017 год было формирование и развитие условий в целях восстановления производственных показателей отрасли наряду с обеспечением безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности.

Состояние транспортной отрасли в сфере гражданской авиации можно характеризовать интенсивным восстановительным ростом основных производственных показателей после кризисных явлений 2015-2016 годов.

В 2017 году российскими авиакомпаниями было перевезено более 105 млн пассажиров, что почти на 19% выше показателей 2016 года (88 млн пассажиров).

Указанный объем перевозок пассажиров стал наивысшим показателем в истории гражданской авиации Российской Федерации.

В 2017 году авиакомпаниями был обеспечен высокий процент занятости пассажирских кресел – более 83%.

Пассажирооборот увеличился более, чем на 20% по сравнению с 2016 годом.

Российскими аэропортами было обслужено более 186 млн российских и иностранных пассажиров на международных и внутренних маршрутах.

Данный показатель увеличился на 17% по отношению к 2016 году.

Ведущие авиапредприятия, которые на протяжении многих лет демонстрируют стабильные и высокие показатели, продолжили курс по укреплению своих позиций.

Это – Аэрофлот, Россия, Сибирь, Уральские авиалинии, ЮТэйр, Победа, Глобус и другие.

Основные показатели деятельности гражданской авиации России по перевозке пассажиров и пассажирообороту за 2017 год определялись по 35 авиакомпаниям, удельный вес которых при их оценке составил более 99%.

Доля 15 ведущих авиакомпаний в общем объёме пассажирских перевозок составила в 2017 году более 90% по количеству перевезенных пассажиров и по пассажирообороту.

Объем перевезенных грузов и почты в 2017 году составил более 1 млн 130 тысяч тонн, что почти на 16% больше чем за 2016 год.

Основной объём перевозок грузов и грузооборот выполнен 5 авиакомпаниями: ЭйрБриджКарго, Аэрофлот, Волга

-Днепр, Сибирь и Россия.

Авиакомпания ЭйрБриджКарго сохранила позицию лидера, обеспечив 50% рынка грузовых перевозок среди российских авиапредприятий, а её доля в грузообороте составила 73%.

По всем основным показателям, а именно: пассажиро- и грузообороту, количеству перевезенных пассажиров, а также количеству перевезенных грузов и почты, проценту занятости пассажирских кресел, как на международных, так и внутренних линиях в 2017 году наблюдался устойчивый рост.

На внутренних воздушных линиях перевезено более 62,5 млн пассажиров, что на 11% превысило показатель 2016 года.

Отдыхающие и туристы продолжили активно посещать курорты Крыма и Краснодарского края, пользуясь услугами воздушного транспорта.

Аэропорты Краснодарского края (Сочи, Геленджик, Анапа) в 2017 году показали рост 5,7% и обслужили около 7 млн 340 тысяч пассажиров, что является рекордным показателем для этих курортных центров за всю историю их существования.

По итогам 2017 года в Республику Крым было перевезено более 5 млн 128 тысяч пассажиров, что практически соответствует показателю 2016 года.

Незначительное снижение объемов перевозок связано со снятием в августе 2016 года ограничений на осуществление чартерных полетов в Турцию.

В свою очередь, объем перевезенных пассажиров на международных воздушных линиях в 2017 году также показал значительный рост и составил почти 42,5 млн пассажиров, что превысило показатель 2016 года на 32%.

Основные международные туристические перевозки в 2017 году выполнялись в пункты следующих иностранных государств: Турция, ОАЭ, Болгария, Греция, Кипр, Черногория, Италия, Испания, Франция, Австрия, Чехия, Венгрия, Китай, Вьетнам, Таиланд, Индия, Израиль, Тунис, Куба, Мексика и Доминиканская Республика.

Вместе с тем, были сохранены действующие ограничения на перевозки в Египет.

Также, в 2017 году сохранились ограничения для российских авиакомпаний на выполнение полетов в пункты Украины, а также пролет ее территории.

2017 год был насыщен событиями мирового уровня и масштаба, в обеспечении которых непосредственное участие принимала Росавиация и многие организации гражданской авиации во взаимодействии с различными федеральными органами исполнительной власти.

Это подготовка к проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, проведение в 4 российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань) Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее – КК 2017), проведение в г. Сочи Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, международные инвестиционные и экономические форумы в Сочи, Санкт-Петербурге и Владивостоке, этап "Формулы-1" в Сочи, обеспечение воздушной части Парада Победы, оперативно-стратегическое антитеррористическое учение "Чемпионат-2018", ралли "Шелковый путь", Международный авиационно-космический салон "МАКС-2017", этап чемпионата мира по воздушным гонкам "RED BULL" в Казани, авиационный праздник, посвященный 105-летию образования Военно-воздушных сил России, контроль готовности рейсов по перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и других государств.

В рамках подготовки Росавиацией в пределах своей компетенции разработаны и согласованы операционные планы аэропортов городов

-организаторов по подготовке к проведению Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, проводилась постоянная проверка готовности аэропортов к обслуживанию клиентских групп, а также отработка нештатных ситуаций с участием правоохранительных министерств и ведомств.

По результатам проделанной работы во всех аэропортах были утверждены и согласованы с контрольными органами соответствующие планы и схемы.

В рамках выполнения комплексного плана мероприятий по обеспечению и проведению чемпионата мира Росавиацией также были проработаны вопросы по размещению на территории аэровокзальных комплексов центров выдачи персонифицированных карт зрителей (паспорта болельщика- FAN ID), по наличию и функционированию консульских пунктов в аэропортах и режиму их работы.

Росавиация принимала непосредственное участие в проводимых в аэропортах МАУ тестовых мероприятиях по операционной готовности аэропортов, организованных АНО «Дирекция Московского транспортного узла».

На период проведения КК 2017 в Росавиации и 6-и аэропортах были созданы оперативные штабы по обеспечению бесперебойного обслуживания транспортного обеспечения КК 2017.

В период проведения КК 2017 осуществлялось круглосуточное дежурство и постоянное взаимодействие с федеральным центром управления пассажирскими перевозками по вопросам контроля за перемещением сборных команд между городами-участниками КК 2017 и работой их аэропортов.

Общее количество перевезенных пассажиров через аэропорты городов

-организаторов КК за период его проведения (16.06.2017 – 02.07.2017) составило 6 млн.576 тыс.550 пассажиров.

Наиболее популярным городом-участником КК 2017 по посещаемости гостями стала Москва.

За период проведения спортивных игр пассажиропоток московского авиационного узла по сравнению с аналогичным периодом 2016 года вырос почти на 18%.

При перевозке национальных сборных команд за период соревнований было выполнено 28 рейсов.

Перевозки выполняли авиакомпании Аэрофлот и Россия.

В период проведения спортивных соревнований по всем востребованным направлениям спрос на авиаперевозки был полностью удовлетворен ранее запланированным расписанием и дополнительно выставленными емкостями.

Инцидентов и нештатных ситуаций с болельщиками и иными клиентскими группами при перевозке воздушным транспортом не было.

Также Росавиацией было оказано содействие фонду «Росконгресс» в перевозке участников XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который прошел в г. Сочи в период с 14.10.2017 по 22.10.2017.

Обеспечено выполнение пилотажной группой ВВС России показательных полетов для участников и гостей фестиваля.

Росавиацией был создан оперативный штаб по координации работы авиатранспортного обеспечения XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проведена работа с крупнейшими российскими авиакомпаниями по вопросам приобретения льготных билетов для участников фестиваля на рейсы в/из г. Сочи и организации чартерных рейсов по перевозке гостей и участников фестиваля.

Всего в фестивале приняли участие свыше 20 тыс.человек из более чем 180 стран.

Перевозки участников, гостей фестиваля и волонтеров выполнялись регулярными и чартерными рейсами российских и иностранных перевозчиков.

Для перевозки иностранных участников фестиваля было организовано 12 чартерных рейсов.

В 2017 году Росавиация во взаимодействии с Палатами Федерального собрания Российской Федерации оказывала содействие в перевозке российских паломников на Хадж 2017, осуществившийся в период с 14.08.2017 по 26.08.2017 (завозная фаза) и в период с 06.09.2017 по 20.09.2017 (вывозная)- это период самых интенсивных перевозок.

Всего авиакомпаниями было выполнено 140 завозных и вывозных рейсов, перевезено около 16 тысяч паломников.

Необходимо в текущем году также тщательно подготовиться к этому важному для многих граждан России мероприятию.

В период новогодних праздников 2017-2018 гг.

(с 26.12.2017 по 08.01.2018) российскими авиакомпаниями было выполнено 725 международных туристических чартерных рейсов.

Из МАУ было выполнено более 400 чартерных рейсов.

Чартерные программы полетов выполняли 15 авиакомпаний (Аврора, Ай Флай, АЗУР Эйр, Аэрофлот, Глобус, Икар, НордСтар, Нордавиа, Ред Вингс, Россия, Роял Флайт, Саратовские авиалинии, Северный Ветер, Уральские авиалинии, Якутия) в пункты 17 иностранных государств: Китай, Италия, Испания, Израиль, ОАЭ, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Франция, Австрия, Вьетнам, Таиланд, Индия, Мексика, Шри-Ланка, Куба и Доминиканская Республика.

Всего с туристическими целями в период новогодних праздников с 24.12.2017 по 09.01.2018 было перевезено международными чартерными рейсами около 475 000 человек.

Рост перевозок российских туристов составил около 30% по отношению к аналогичному периоду 2016- 2017 гг.

Заблаговременно, до новогодней чартерной программы был усилен контроль за резервированием воздушных судов в авиакомпаниях применительно к программам перевозок, чтобы избежать необоснованных задержек рейсов.

Такую работу провели совместно с Ростуризмом.

Это дало положительный результат.

В 2017 году вследствие непродуманного коммерческого и операционного управления, ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» оказалась в сложной финансово-экономической ситуации.

Операционная деятельность перевозчика остановилась.

Совместными действиями Минтранса России, Росавиации, Ростуризма, Роструда удалось обеспечить вывоз пассажиров ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» в кратчайшие сроки.

Для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем, внесены изменения в соответствующие федеральные авиационные правила, а также продолжается работа по совершенствованию методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния авиакомпаний и их производственных показателей деятельности.

Ситуация с ВИМ-АВИА стала горьким и незабываемым уроком.

Она была подробно разобрана на заседании Общественного совета при Росавиации, совещаниях различного уровня.

Самые тяжелые последствия наступили конечно для коллектива авиакомпании.

Росавиация в пределах своей компетенции с участием Роструда оказывает помощь в трудоустройстве сотрудникам ВИМ-АВИА.

Для достижения целей ускорения товародвижения и снижения транспортных издержек в экономике, а также повышения конкурентоспособности отечественной авиатранспортной системы на мировом рынке транспортных услуг предусматривается решение задачи по развитию транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи и формирование единого транспортного пространства, а также задач по комплексному развитию крупных международных узловых аэропортов, обновлению парка воздушных судов авиаперевозчиков Российской Федерации.

Мероприятия данных задач предусматривают сохранение тенденции строительства и модернизации взлетно-посадочных полос в российских узловых аэропортах, что особенно значимо для развития Дальнего Востока, Крайнего Севера и труднодоступных районов Сибири, по комплексному развитию крупных международных узловых аэропортов, обновлению парка воздушных судов авиаперевозчиков Российской Федерации.

Предусматривается продолжить реализацию комплексных проектов развития Московского авиационного узла и аэропортов в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Хабаровске, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге и других.

Также в контексте реализации данной задачи осуществляются мероприятия по реконструкции (строительству) объектов аэропортов городов, принимающих в.

Для достижения цели повышения доступности транспортных услуг для населения предусматривается решение задач по развитию региональных авиаперевозок, обеспечению потребности в авиаперевозках пассажиров на социально значимых маршрутах, обновлению парка воздушных судов.

В рамках данной задачи планируются строительство и реконструкция аэропортовых комплексов региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети, что позволит повысить транспортную доступность для жителей удаленных населенных пунктов, связанных с остальной территорией Российской Федерации с помощью местных авиалиний.

Для достижения цели повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы предусматривается в основном решение двух задач, касающихся повышения уровня авиационной и транспортной безопасности и развития интегрированной системы контроля безопасности на воздушном транспорте, защиты жизни и здоровья населения от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.

В 2017 году были достигнуты следующие результаты:

- в ноябре 2017 года завершено строительство нового аэропорта Платов в г. Ростове-на-Дону с пропускной способностью более 5,0 млн. пассажиров в год.

С 07.12.2017 аэропорт открыт для обслуживания пассажиров регулярных рейсов;

- в полном объеме завершены работы по подготовке аэродромной инфраструктуры аэропортов Гумрак (г.Волгоград), в котором необходимо завершить работы по оснащению ограждения техническими средствами охраны, Кольцово (г.Екатеринбург) и основных объектов (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны) в аэропортах Стригино (г.Нижний Новгород), Калининград (Храброво), Курумоч (г. Самара), Саранск.

В аэропорту Саранска построены постоянный и временный терминалы.

Аэропорт Саранска с 14 февраля текущего года возобновил регулярные рейсы после того, как в течение года был закрыт на реконструкцию.

В аэропортах Кызыл и Чокурдах в полном объеме завершены работы по реконструкции взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек.

За счет внебюджетных источников построены новые терминалы в аэропортах Анапа с пропускной способностью 2,0 млн.

пассажиров в год, Красноярск (Емельяново)- 2,5 млн. пассажиров в год, Пермь- 2,0 млн. пассажиров в год.

В 2018 году на реконструкцию и строительство аэропортовых комплексов планируется направить 24,8 млрд. рублей бюджетных средств, в том числе:

- на строительство объектов, включенных в Программу по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу (Москва (Шереметьево, Домодедово), Калининград, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург) - 19,2 млрд. рублей;

- на реализацию мероприятий в Дальневосточном регионе (Якутск, Магадан, Хабаровск, Среднеколымск, Тикси, Зея, Экимчан, Бомнак, Оссора) - 2,2 млрд. рублей, в Байкальском регионе (Улан -Удэ) - 1,0 млрд.рублей, в Арктической зоне (Норильск, Соловки) и Великий Устюг) - 1,2 млрд. рублей.

Продолжается строительство нового аэропорта в Саратове.

Завершается строительство нового аэровокзального терминала в Симферополе.

В июне месяце Крым получит современнейший терминал, что, безусловно, должно привести к росту пассажиропотока на полуостров, несмотря на запуск автомобильного движения по мосту в текущем году.

За счет внебюджетных источников в 2018 году к чемпионату мира по футболу будет завершено строительство аэровокзальных комплексов в аэропортах Шереметьево, Домодедово, Волгоград, Калининград.

В развитие аэропортовой инфраструктуры, не находящейся в федеральной собственности, в 2017 году было привлечено 2 059,8 млн рублей из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 56 096,9 млн рублей из внебюджетных источников.

Основная масса средств из внебюджетных источников была направлена на подготовку аэровокзальных комплексов аэропортов к проведению чемпионата мира по футболу.

Принятыми Росавиацией мерами удалось в значительной мере наверстать отставания в реконструкции аэродромных комплексов в аэропортах Калининграда, Самары, Волгограда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Саранска.

Но, работы в них не завершены в полном объеме и необходимо добавлять усилия застройщику и подрядным организациям.

В зоне риска остаются сроки завершения строительства ВПП-3 в Шереметьево и завершения реконструкции элементов летного поля аэродрома Домодедово.

Авиакомпаниями за счет внебюджетных средств осуществлено обновление парка воздушных судов, в том числе с учетом мер государственной поддержки.

При планируемом уровне 37 единиц воздушных судов фактически по информации, поступившей от авиакомпаний, приобретено в 2017 году 93 воздушных судна.

Но, из парка магистральных самолетов ведущих 15 авиакомпаний в Государственном реестре гражданских воздушных судов зарегистрировано лишь 12 единиц.

Это означает то, что данные самолеты находятся под юрисдикцией не Российской Федерации.

По мнению Росавиации необходимо скорейшее принятие решения с отложенным сроком его реализации для исправления сложившейся ситуации.

Об этом ведем речь не первый год.

Росавиацией решалась задача по развитию региональных авиаперевозок, обеспечению в авиаперевозках пассажиров на социально значимых маршрутах, обновлению парка воздушных судов путем:содействия повышению доступности воздушных перевозок населения, в том числе в части развития региональных и внутрирегиональных перевозок;государственной поддержке авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В результате реализации первого мероприятия в 2017 году достигнут показатель по объему внутренних региональных авиаперевозок (за исключением маршрутов, пунктом назначения или отправки которых является г. Москва), который составил 14,3 млн пассажиров.

В рамках мероприятия по содействию доступности воздушных перевозок для населения Росавиацией реализовывался комплекс мер по государственной поддержке перевозок на воздушном транспорте.

В данный комплекс входят 4 программы государственной поддержки региональных авиаперевозок:программа субсидирования региональных воздушных перевозок и формирования региональной маршрутной сети;программы субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении; из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении; а также в Симферополь и в обратном направлении.

Совокупный бюджет этих программ в 2017 году составил более 6,8 млрд рублей, что суммарно на 28,2 % меньше величины бюджетных средств 2016 года. Несмотря на это, количество перевезенных пассажиров сократилось только на 7,7% - 107 тыс. пассажиров, и составило 1 390 832 человека.

В рамках исполнения поручения Председателя Правительства Росийской Федерации Д.А.Медведева Росавиация приняла участие в разработке нового механизма субсидирования развития региональных авиаперевозок, во взаимодействии с полномочными представительствами Президента, субъектами Российской Федерации, авиакомпаниями и аэропортами.

Соответствующее постановление Правительства издано 13 февраля текущего года.

В продолжение темы развития перевозок следует особо остановиться еще на одном вопросе.

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации в составе межведомственной рабочей группы на постоянной основе велась работа по аспектам развития санитарной авиации в Российской Федерации.

В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию было отмечено то, что "С учетом географии, огромных, порой труднодоступных территорий России нужна и хорошо оснащенная служба санитарной авиации".

В 2017 году программа развития санитарной авиации охватила 34 региона страны, которые получают средства из федерального бюджета.

Прежде всего это Сибирь, Север, Дальний Восток.

На эти цели, на закупку авиационных услуг, в рамках проекта "Развитие санитарной авиации" предусмотрено 3,3 млрд. рублей.

Руководителям территориальных управлений Росавиации во взаимодействии с авиакомпаниями регионов, администрациями субъектов федерации, муниципальных образований и органами здравоохранения необходимо и впредь надлежащим образом организовать работу на местах по развитию санитарной авиации.

С 2002 года осуществляется государственная финансовая поддержка приобретения российскими авиакомпаниями на основе лизинга воздушных судов российского производства.

В 2017 году предоставление субсидии в рамках данной меры государственной поддержки осуществлялось в отношении 2 авиакомпаний (АО «Авиакомпания «Россия», АО «Ред Вингс») по лизингу 11 самолетов российского производства.

Выплаты в 2017 году по указанной субсидии составили 159,8 млн рублей.

В 2017 году продолжалась реализация другой меры государственной финансовой поддержки, направленной на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок.

Программа реализуется путем финансирования части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга, для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок и направлена на обновление парка воздушных судов российских авиакомпаний.

Решение задачи по развитию региональных авиаперевозок и обеспечению потребности в авиаперевозках пассажиров на социально значимых маршрутах также в 2017 году обеспечивалось посредством оказания государственной поддержки авиапредприятиям, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и федеральным казенным предприятиям, созданных на базе аэропортов регионального и местного значения.

В настоящее время в составе 7 ФКП («Аэропорты Севера», «Аэропорты Камчатки», «Аэропорты Чукотки», «Аэропорты Красноярья», «Аэропорт Амдерма», «Аэропорты Дальнего Востока», «Аэропорт Кызыл») обеспечивается текущее содержание и развитие 81 местного аэропорта и посадочных площадок, расположенных в районах Арктики, Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В 2017 году в аэропортах, входящих в состав федеральных казенных предприятий, было обслужено 787 тыс.

пассажиров (отправки+прибытие), 11,5 тыс. тонн груза и 2,6 тонны почты.

Показатель (индикатор) государственной программы «Развитие транспортной системы» - количество самолето-вылетов из аэропортов ФКП в 2017 году составил 24,9 тыс.ед. Достигнутый уровень выше запланированного на 8%.

Вопросам повышения эффективности деятельности органов власти в Российской Федерации уделяется особое внимание, и меры по этим вопросам определены в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Одним из направлений совершенствования системы государственного управления является повышение качества и доступности государственных услуг.

В установленной сфере деятельности Росавиацией на основании административных регламентов, утвержденных соответствующими приказами Минтранса России, оказываются 30 государственных услуг.

Росавиацией и её территориальными органами в 2017 году в отношении эксплуатантов, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, проведено 232 плановые проверки базовых объектов, 907 плановых проверок на маршруте и на перроне.

Кроме того, проведено 12 внеплановых проверок базовых объектов, 21 инспекционная проверка базовых объектов, связанных с заявками эксплуатантов на получение сертификата эксплуатанта, освоение новых типов воздушных судов, снятие ограничений действия сертификата эксплуатанта и получение допуска к международным полетам, 15 проверок на маршруте, связанных с заявками эксплуатантов на получение сертификата эксплуатанта, освоение нового типа воздушных судов.

Также проведены 3 внеплановые проверки на маршруте.

При проведении проверок базовых объектов эксплуатантов выявлено 2320 замечаний и 750 несоответствий требованиям ФАП.

При проведении проверок на маршруте выявлено 167 замечаний и 72 несоответствия требованиям ФАП.

При проведении проверок на перроне выявлено 237 замечаний и 124 несоответствия требованиям ФАП.

По результатам проведенных в 2017 году проверок и выполненных процедур подтверждения соответствия заявителей требованиям федеральных авиационных правил Росавиацией:выданы 3 сертификата эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок;внесены изменения в сертификаты эксплуатанта в связи с освоением нового типа воздушного судна 13 эксплуатантам;допущено к выполнению международных полетов 2 эксплуатанта;отказано в выдаче сертификата 8 заявителям;аннулированы 5 сертификатов;приостанавливалось действие 2 сертификатов эксплуатанта;вводились ограничения в действие 7 сертификатов эксплуатанта.

Основной причиной введения ограничений в действие сертификатов, приостановления и их аннулирования в 2017 году явилось неудовлетворительное финансово-экономическое состояние некоторых авиакомпаний, а также нарушения ими требований федеральных авиационных правил в части подготовки и выполнения полетов.

Территориальными органами Росавиации в соответствии с ФАП-249 в 2017 году выдано 77, приостанавливалось действие 20 и аннулировано 4 сертификата для выполнения авиационных работ.

В 2017 году территориальными органами Росавиации в соответствии с ФАП-147 (АОН) выдано 13, приостанавливалось действие 11 и аннулировано 9 свидетельств эксплуатанта авиации общего назначения.

В 2017 году в центральном аппарате и территориальных органах Росавиации продолжено внедрение технологии планирования проверок, мониторинга и учета результатов проверок и устранения эксплуатантами выявленных недостатков с применением федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная система электронных контрольных карт» (ФГИС АСЭКК).


В истекшем году по-прежнему одним из важнейших направлений работы Росавиации являлась реализация требований постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 № 670. В целях реализации данного постановления высшая квалификационная комиссия Росавиации и территориальные квалификационные комиссии межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации в 2017 году провели 6353 проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, из них в центральном аппарате Росавиации – 2278.

Центральной врачебно-летной экспертной комиссией гражданской авиации и врачебно-летными экспертными комиссиями в истекшем году проведено 38353 медицинских освидетельствования лиц авиационного персонала гражданской авиации.

Центральная врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации в 2017 году провела 2775 медицинских освидетельствований авиационного персонала (членов летного экипажа – 2047), в том числе по направлению ВЛЭК ГА в сложных диагностических и экспертных случаях (987 случаев), при обжаловании авиационным персоналом заключений ВЛЭК ГА о негодности (88 чел.), а также после обследования в стационарных условиях ЦКБ ГА(1045 чел., из них членов летных экипажей - 893 чел.).

При проведении медицинского освидетельствования выявлено 380 человек, имеющих заболевания, приводящие к негодности к летной работе по состоянию здоровья.

При этом им была оказана специализированная медицинская помощь в отделениях стационара ЦКБ ГА; 230 человек после лечения были признаны годными к летной работе.

Системная работа ЦВЛЭК ГА и ФБУ «ЦКБ ГА», направленная на решение задач по сохранению здоровья и летного долголетия авиационного персонала гражданской авиации, выявлению авиамедицинских рисков в системе управления безопасностью полетов, совершенствованию и повышению качества врачебно

-летной экспертизы авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, будет продолжена и впредь.

В истекшем году Росавиацией: в рамках оказания государственной услуги проведена 121 проверка российских АУЦ;выдано 45 и переоформлено 4 сертификата АУЦ;внесено изменений в приложения к сертификатам 42 АУЦ в части изменения перечня программ подготовки;Из Реестра авиационных учебных центров в связи с истечением срока действия сертификата исключено 27 АУЦ.

В рамках реализации положений федеральных авиационных правил, в соответствии с планом проверок на 2017 год Росавиацией проведено 20 плановых проверок АУЦ на их соответствие требованиям ФАП-289.

В связи с нарушениями требований федеральных авиационных правил, в том числе, грубых, выявленных в ходе проведения проверок в рамках оказания государственных услуг, в текущем году аннулировано 23 сертификата АУЦ.

Росавиацией и межрегиональными территориальными управлениями воздушного транспорта в 2017 году было организовано и проведено около 300 инспекционных проверок организаций по техническому обслуживанию авиационной техники.

По результатам недостатков, выявленных при проведении проверок, было приостановлено действие 3

-х сертификатов организаций по ТО (ООО «АзурЭйр», АО «Авиакомпания «Восток», АО «АСЦ «Авиационное оборудование»), аннулировано 11 сертификатов по ТО, внесены ограничения в деятельность 6 сертификатов организаций.

Росавиацией и ее территориальными органами организованы и проведены инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдано 2188 сертификатов летной годности воздушного судна.

Из-за нарушений требований федеральных авиационных правил было приостановлено действие 106 сертификатов летной годности экземпляров воздушных судов.

В 2017 году были продолжены работы по внедрению системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

В настоящее время 1246 ВС российского производства и 637 ВС иностранного производства подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с утвержденным приказом Минтранса России от 13.02.2012 № 35 «Об оснащении воздушных судов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

Продолжаются работы по внедрению оборудования, обеспечивающего выполнение полетов с применением современных технологий связи, навигации и наблюдения.

Для достижения цели повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Росавиацией в 2017 году реализовывались задачи по:

- безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства Российской Федерации;

- обеспечению деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на воздушном транспорте на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям;

- повышению эффективности противодействия террористическим угрозам гражданской авиации.

Большое внимание было уделено подготовке системы организации воздушного движения к обеспечению мероприятий, в том числе по вопросам обеспечения безопасности в воздушном пространстве, в рамках подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

В рамках развития системы организации воздушного движения в интересах сил и средств, обеспечивающих безопасность в период проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года в городах Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи апробированы подходы по взаимодействию между центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации и региональными межведомственными оперативными штабами.

Полученные положительные результаты взаимодействия будут использованы при подготовке и проведению чемпионата мира по футболу.

За 2017 год в воздушном пространстве Российской Федерации было обслужено более полутора миллионов (1531131) полетов воздушных судов, рост по сравнению с 2016 годом составил 8,3%.

Из них выполнены 789829 международных полетов и 741302 внутренних полета.

Транзитных полетов через воздушное пространство Российской Федерации выполнено 281462, увеличение на 6,5%.

Рост числа международных и внутренних полетов в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 13,41% и 3,41% соответственно.

Общее количество используемых воздушных трасс в воздушном пространстве Российской Федерации в 2017 году составило 948, из них международных – 633, маршрутов зональной навигации, открытых для международных полетов – 35.

Протяженность воздушных трасс составляет более 738 тыс.км, из них международных более 579 тыс.км.

Протяженность маршрутов зональной навигации, открытых для международных полетов, составляет 18921 км.

В 2017 году прекращена федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)».

Одной из основных ее задач являлось создание укрупненных центров ЕС ОрВД.

В 2017 году завершены работы по строительству нового центра управления полетами Московского центра автоматизированного управления воздушным движением и его оснащения современной автоматизированной системой организации воздушного движения «Синтез-АР4».

Ввод в эксплуатацию нового ЦУП не только обеспечил внедрение нового оборудования, что существенно повысило надежность управления полетами и безопасность воздушного движения, но и позволит перейти на новую структуру воздушного пространства в Московской воздушной зоне.

В настоящее время ведутся работы по строительству Тюменского, Санкт-Петербургского, Новосибирского, Екатеринбургского и Якутского укрупненных центров ЕС ОрВД.

Ввод в эксплуатацию двух из этих центров (Тюменского и Екатеринбургского) планируется в 2018-2019 годах.

За отчетный период также завершено строительство новых командно-диспетчерских пунктов в аэропортах Красноярск, Анапа, Нижний Новгород и Платов (Ростов-на-Дону), выполнены работы по оснащению новыми средствами автоматизации УВД командно-диспетчерских пунктов в аэропортах Ленск, Чебоксары, Саранск, Нижний Новгород.

Хотелось бы повторно обратить внимание руководства ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на отставания в оснащении аэродромов, прежде всего, Внуково и Сочи средствами наблюдения и контроля за маневрированием на летном поле.

В рамках решения задачи по повышению уровня безопасности полетов принимаемые Росавиацией меры в 2017 году позволили снизить тяжесть авиационных происшествий, о чем свидетельствуют показатели по гражданской авиации, используемой для осуществления коммерческих перевозок и выполнения авиационных работ.

Показатели безопасности полетов гражданской авиации при осуществлении коммерческих воздушных перевозок и выполнении авиационных работ свидетельствуют, что принимаемые Росавиацией профилактические меры, а также целенаправленная работа по обеспечению безопасности полетов позволили снизить тяжесть авиационных происшествий – в период с 2014 по 2017 год, авиационных происшествий, приведших к гибели людей при выполнении пассажирских перевозок на самолетах с пассажировместимостью более 30 человек, не происходило.

В течение 2017 года издано 24 приказа Росавиации о реализации мероприятий по безопасности полетов по результатам расследований 34 авиационных происшествий, а также выпущено 20 информаций по безопасности полетов с учетом оперативной информации о факторах опасности при эксплуатации и обеспечении полетов воздушных судов.

На регулярной основе велась работа по взаимодействию с заместителем Генерального секретаря ООН по полевой поддержке г-ном Кхаре и Комиссией Евросоюза по вопросам обеспечения безопасности полетов в российских авиакомпаниях при выполнении международных полетов.

Российские авиакомпании не находятся в зоне риска попадания в "черные списки" Евросоюза.

На страницах 38-40 проекта доклада приведена подробная информация о реализованных Росавиацией ключевых мероприятиях по обеспечению безопасности полетов.

Сравнительный анализ числа авиационных происшествий, катастроф и погибших в них, проведенный по итогам 2017 года и за период с 2001 по 2016 год, показывал положительную динамику.

В целом 2017 год был самым благоприятным в истории не только мировой, но и отечественной коммерческой реактивной авиации по показателям безопасности полетов.

Но, 11 февраля текущего года произошла катастрофа самолета Ан-148 "Саратовских авиалиний", в которой погибли 71 человек.

Не дожидаясь результатов расследования, Росавиация во взаимодействиями с эксплуатантами данного типа самолета на основе ставших известными обстоятельств приступила к их анализу в целях разработки и реализации комплекса дополнительных организационных, технических, конструктивных и нормативных мер по предотвращению аналогичных происшествий.


В 2017 году в целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2015 г.

№ 1283 и от 07 октября 2016 г.

№ 1011 в структуре центрального аппарата Росавиации образовано новое Управление сертификации авиационной техники, которое организует и проводит обязательную сертификацию гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, готовит решения о соответствии юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил, осуществляет выдачу документа, удостоверяющего изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, осуществляет государственный контроль за обеспечением соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта либо изменения их типовых конструкций, аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), международное взаимодействие в установленной сфере деятельности.

Приоритетное внимание уделялось вопросам сертификации перспективной отечественной авиационной техники.

Росавиацией совместно с Авиарегистром России и аккредитованными сертификационными центрами выполняются работы по сертификации самолетов МС-21, Ил-96, Ил-114-100/300, RRJ-95 и его модификаций, Ту-204- 100/300, Ту-214, вертолетов Ми-38-2, Ми-171 А2, AНCAT, Ка-226Т, двигателей ПД-14, ПС-90 и других.

Работа Авиарегистра России положительно оценена его наблюдательным советом, не допущено ни одного срыва сроков сертификации.

Все выданные Росавиацией экспортные сертификаты на вновь произведенные самолеты и вертолеты признаны авиационными властями государств

-импортеров российской авиационной техники.

Наряду с сертификацией авиационной техники с 09 апреля 2017 года во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2016 № 1011 Росавиация также приступила к исполнению функций по подтверждению соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил.

Решение задачи повышения эффективности противодействия террористическим угрозам гражданской авиации в целях защиты жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства (далее – АНВ), в том числе террористической направленности в 2017 году осуществлялось в рамках реализации Федерального закона «О транспортной безопасности».

За истекший период 2017 года в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта поступило 275 угроз совершения актов незаконного вмешательства, в том числе 203 сообщения содержали угрозы террористического характера.

Наряду с этим, в этот же период службами авиационной безопасности аэропортов выявлено и пресечено 12 попыток несанкционированного проникновения на объекты гражданской авиации, а также 97647 попыток проноса пассажирами предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.

В целях обеспечения безопасности проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу Росавиация во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принимала участие в реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов гражданской авиации, задействованных в подготовке чемпионата мира по футболу, от актов незаконного вмешательства.

В 2017 году в целях принятия решения о возобновлении воздушного сообщения с Арабской Республикой Египет, сотрудники Росавиации в составе межведомственных групп продолжили работу по изучению дополнительных мер безопасности в египетских аэропортах, а также подготовке соответствующих договоров и соглашений.

В настоящее время необходимо согласовать экономические параметры соглашения между авиакомпаниями и организацией, которая будет осуществлять дополнительные меры безопасности в аэропорту Каира, оформить визы для сотрудников этой организации и пропуска для работы в аэропорту.

Завтра в Росавиации планируется встреча с Послом АРЕ в России по данным вопросам.

Подробный доклад об итогах реализации плана деятельности Росавиации на 2017 год, одобренный на заседании Общественного совета «06» февраля 2018 года, размещен в свободном доступе на сайте Росавиации и имеется в распоряжении членов Коллегии.

В 2017 году продолжилась работа по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти в соответствии с решениями Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.

Состоялось 7 заседаний Общественного совета при Росавиации в повестку дня которых включались наиболее актуальные вопросы, требующие общественного контроля, такие, как безопасность полетов, права пассажиров, включая маломобильных граждан, состояние дел с подготовкой авиационных кадров, деятельность авиационных учебных центров, госзакупки, строительство крупных аэропортовых комплексов (Шереметьево, Домодедово, Ростов-на-Дону), работа с обращениями граждан и другие.

Уважаемые члены Коллегии и участники заседания.

Среди основных целей на 2018 год и среднесрочную перспективу, которые ставит перед собой Росавиация:

- обеспечение стабильного и безопасного функционирования системы воздушного транспорта, безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности;

- принятие исчерпывающих мер для завершения подготовки аэродромной инфраструктуры и качественного авиатранспортного обеспечения участников и гостей предстоящего Чемпионата мира по футболу, других культурно

-спортивных и общественно

-политических мероприятий;

- повышение доступности и качества авиаперевозок для населения с приоритетом развития авиасообщения между региональными аэропортами Российской Федерации, минуя аэропорты МАУ;

- содействие развитию авиатранспортной инфраструктуры в целях освоения Арктики и Дальнего Востока;

- обеспечение надежности и безопасности авиатранспортного сообщения с аэропортами Калининграда, Норильска и Якутска в период реконструкции ВПП с учетом временного сокращения располагаемых взлетно

-посадочных дистанций;

- оказание во взаимодействии с региональными властями поддержки выполнению авиаперевозок пассажиров на социально значимых маршрутах;

- исполнение «дорожной карты» достижения доступности объектов воздушного транспорта для пассажиров с ограниченными возможностями;

- развитие санитарной авиации;

- гибкое использование воздушного пространства Российской Федерации в интересах всех его пользователей, а также повышение его транзитного потенциала;

- осуществление тщательного контроля за недопустимостью необоснованного роста ставок сборов и тарифов и, особенно, в период проведения чемпионата мира по футболу;

- реализация необходимых мероприятий по совершенствованию национальной системы сертификации авиационной техники, ее разработчиков и производителей, функционированию Авиационного регистра Российской Федерации, созданию необходимых международно

-правовых рамок для продвижения российской авиационной техники на внешних рынках, а также содействие поэтапному переводу в российскую регистрацию всех воздушных судов российских авиакомпаний;

- сохранение и развитие системы образовательных организаций гражданской авиации в целях качественной подготовки авиационных кадров;

- эффективная реализация государственных программ развития авиации с обеспечением тщательного контроля за расходованием бюджетных и внебюджетных средств.


Наверх