Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Росавиация принимает участие в международных учениях Европейского/Североатлантического бюро ИКАО по вулканическому пеплу VOLKAM/16 для Дальневосточного региона

22 апреля 2016 11:43

Предварительные результаты проведения
международных учений по вулканическому пеплу
для Дальневосточной части Европейского региона ИКАО

EUR (ЕАST) VOLKAM/16

В период с 2200 UTС 21.04.2016 по 0130 UTС 22.04.2016 в соответствии с директивой учений, утвержденной на 9-м совещании координационной группы по проведению учений по вулканическому пеплу в Дальневосточной части Европейского региона ИКАО (VOLCEX/SG/9), состоялись учения по вулканическому пеплу VOLKAM/16.

Штаб учений был развернут в здании ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на базе ГЦ ЕС ОрВД. Руководитель учений - начальник отдела стратегического планирования ИВП ГЦ ЕС ОрВД А.А. Буевич.

В учениях принимали участие:

Управление организации использования воздушного пространства Росавиация (отдел аэронавигационного и метеорологического обеспечения полетов);

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Хабаровский ЗЦ ЕС ОрВД Хабаровский РЦ ЕС ОрВД, Петропавловск-Камчатский РЦ ЕС ОрВД и Магаданский РЦ ЕС ОрВД;

ФГБУ «Колымское УГМС» (Росгидромет), орган метеорологического слежения (ОМС) Магадан;

ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», орган метеорологического слежения (ОМС) Елизово;

ФГУП «ЦАИ ГА»;

вулканологическая обсерватория Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения Российской Академии наук, группа слежения за вулканическим пеплом (КВЕРТ);

от США: ФАА США, Командный центр системы УВД США, РДЦ Анкоридж, Окленд, Анкоридж, ВО Анкоридж;

от Японии: JCAB, VAAC Токио, РДЦ Фукуока и Саппоро;

от пользователей воздушного пространства авиакомпании:

ANA – All Nippon Airways (Япония);

AAL – American Airlines (США);

UAL – United Airlines (Япония);

CPA – Cathay Pacific Airways (Гонконг);

DAL – Delta Air Lines (США);

JAL – Japan Airlines (Япония).

В соответствии с директивой учений, моделировалось эксплозивное извержение вулкана Карпинский, расположенного на острове Парамушир (Северные Курилы). В результате извержения образовалось два облака вулканического пепла:

- первое смещалось на северо-восток на высотах до FL200;

- второе на юго-восток на высотах до FL400, где оно должно было затронуть транзитное движение воздушных судов по транс-восточным маршрутам ОВД и трекам НОПАК.

Хронология учений

Плановое время Фактическое время Участники Событие Примечание
2115 Все Пробная телеконференция
2140 2140 ГЦ ЕС ОрВД, руководитель учений. Объявление о начале учений посредством рассылки сооб-щения по электронной почте.
2145 2145 Вулкан Карпинский (Северные Курилы) Начало извержения
2145 DAL DAL629 KDTW RJGG
2145 DAL DAL295 KATL RJAA
2200 2159 КВЕРТ Выпуск VONA № 1
2159 ОМС Елизово Выпуск SIGMET № 1
2205 2205 VAAC Tokyo Издание VAA № 1
2206 ГЦ ЕС ОрВД Отправка проекта НОТАМ В ЦАИ
2217 ЦАИ Издание НОТАМ
2240 2225/2240 AFTN VAAC Tokyo Издание 2-го VAA/VAG SADIS
2242 UAL UAL893 С.-Франциско - Сеул
2242 ОМС Елизово Выпуск SIGMET № 2 SADIS
2247 UAL UAL79 Нью Арк - Нарита
2248 ГЦ ЕС ОрВД Отправка проекта НОТАМ
2252 UAL UAL35 С-ФРАНЦИСКО-Кансай
2252 ГЦ ЕС ОрВД Приглашение принять участие в телеконференции
2254 АНКОРИДЖ НОТАМ SADIS
2256 ЦАИ Издан НОТАМ № 2 SADIS
2257 UAL UAL837 С-Франциско-Саппоро
2258 ОМС Елизово Выпуск SIGMEТ № 2 об Отмене SIGMEТ № 1
2306 ANA ANA171V С-ХОСЕ НАРИТА
2306 ANA Ana11 Чикаго Нарита
2306 ANA ANA173V Хьюстон Нарита
2306 ANA ANA173V Нарита Чикаго
2306 ANA ANA12V Нарита Чикаго
2306 ANA ANA10V Нарита-Нью-Йорк
2306 ANA ANA2V Нарита Вашингтон
2311 UAL UAL32 ЛОС-АНДЖЕЛЕС Нарита
2315 UAL139 Денвер Нарита
2320 JAL JAL5V KJFK RJAA JAL7V KBOS RJAA JAL11 KDFW RJAA JAL6V RJAA KJFK JAL12 RJAA KDFW JAL10V RJAA KORD
2318 Фукуока Сообщение координация трека по koc. Изменение трека 1.Большого влияния нет
2340 2340 Все Телеконференция № 1
0000 VAAC Tokyo, VAAC Ancorage Издание VAA/VAG № 3
ГЦ ЕС ОрВД Проект НОТАМ
ЦАИ НОТАМ
2231 AAL AAL127 Даллас Шанхай AAL175 Даллас Нарита AAL61 Даллас Нарита
2331 КВЕРТ Размещена модель PUFF на интернет-портале КВЕРТ
0015 0018 ГЦ ЕС ОрВД Приглашение на Телеконференцию № 2
0040 0041 КВЕРТ VONA № 2
0003 ОМС Елизово Выпуск SIGMET № 1 на отмену SIGMET № 3
0005 ОМС Елизово Выпуск SIGMET № 2
0021 AAL AAL999 AIREP (по АФТНу от ЦУП)
0020 ОМС Елизово Выпуск AIREP UARA71 RUPK 220020 ARS AAL999
0040 UAL UAL888 AIREP (по УКВ связи с борта ВС)
0042 ОМС Елизово Выпуск AIREP UARA71 RUPK 220042 ARS UA888
0042 AAL AAL999 AIREP (по АФТНу от ЦУП)
0045 ОМС Елизово Выпуск AIREP UARA71 RUPK 220045 ARS AAL289
0050 0050 VААC Токио VAA
0052 Анкоридж НОТАМ
0053 ОМС Елизово Выпуск SIGMET № 3 на

отмену SIGMET № 2

0055 ОМС Елизово Выпуск SIGMET № 4
0055 AAL882 AIREP
00:57 CPA CPA879 VHHH RJGG
0058 ОМС Елизово Выпуск SIGMET № 5
0059 ГЦЕСОрВД Проект НОТАМ
0107 ОМС Елизово Выпуск AIREP UARA71 RUPK 220107 ARS UAL888
UAL UAL888 AIREP
0108 ЦАИ НОТАМ
0115 0115 Все Телеконференция № 3
0130 ОМС Магадан Выпуск SIGMET № 1 Должно быть выпущено в 0100
0130 Руководить учений Окончание учений, отмена всех НОТАМ
0130 ОМС Елизово Выпуск SIGMET № 6 на отмену SIGMET № 4
0130 ОМС Елизово Выпуск SIGMET № 7 на отмену SIGMET № 5
0132 ОМС Магадан Выпуск SIGMET № 2 на отмену SIGMET № 1

Проблемные вопросы и выводы

Одновременно с учениями происходило реальное извержение вулкана Алаид (Северные Курилы), пепловый купол распространялся до FL120.

КВЕРТ впервые в ходе учений использовала PUFF анимацию.

Впервые в ходе учений экипажем рейса UAL888 были переданы сообщения о наблюдении облака вулканического пепла по УКВ в РЦ ЕС ОрВД Петропавловск-Камчатский.

На основе полученных от РЦ ЕС ОрВД Петропавловск-Камчатский сообщений с борта рейса UAL888 ОМС Елизово выпущены специальные сообщения AIREPs (ARS), которые также были переданы в адрес SADIS.

Все сообщения НОТАМ, SIGMET, VAA, VONA попадали в систему SADIS.

У VAAС Токио возникли технические проблемы, из-за чего второе сообщение VAA было издано с небольшим опозданием.

В ходе учений была успешно продемонстрирована передача ответственности по слежению за вулканическим пеплом от VAAС Токио к VAAС Анкоридж с подтверждением.

В ходе учений успешно осуществлялась перемаршрутизация большого количества рейсов, маршрут полета, трассу следования которых затрагивало облако вулканического пепла по сообщениям ФПЛ, направляемых в адрес ГЦ и ЗЦ ЕС ОрВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" по email для обработки и подтверждения.

Также было успешно отработано взаимодействие между РЦ ЕС ОрВД Петропавловск-Камчатский филиала "Камчатаэронавигация" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и Океаническим центром ОрВД Фукуока по использованию тестовых обходных маршрутов между треками НОПАК.

По неизвестной причине участие в учениях полностью игнорировали представители Канады.

Возникали проблемы с подготовкой сообщения SIGMET, которое выпустил ОМС Магадан ФБГУ «Колымское УГМС» (Росгидромета), в связи с поздним поступлением образца консультативного сообщения VAAC Анкоридж и соответствующим обновлением Директив учений.

Учение прошло успешно. Все поставленные цели достигнуты.

Окончательный отчёт VOLKAM/16 будет утверждаться на совещании руководящей группы по проведению учений по вулканическому пеплу для Дальневосточной части Европейского региона ИКАО EUR (ЕАST) VОLСЕХ/SG/8, которое состоится в Европейском/ Североатлантическом бюро ИКАО в период с 10 по 12 мая 2016 года.

Утверждённый отчёт VOLKAM/16 публикуется на сайте Европейского/ Североатлантического бюро ИКАО.

Федеральное агентство воздушного транспорта, центры ЕС ОрВД совместно с Росгидрометом в период с 21 по 22 апреля 2016 г. принимают участие в международных учениях Европейского/Североатлантического бюро ИКАО по вулканическому пеплу VOLKAM/16 для Дальневосточного региона. В учении также участвуют вулканологические обсерватории, консультативные центры по вулканическому пеплу, национальные центры ОрВД и аэронавигационной информации, авиакомпании Японии, Китая, Канады и США. Во время учений будет моделироваться извержение вулкана Карпинского (Северные Курилы).

Организация регулярных учений по вулканическому пеплу в Дальневосточном регионе, где находится около 70 активных вулканов, позволит обеспечить эффективную координацию международной аэронавигации и существенно повысит уровень безопасности полетов гражданской авиации в случае реальной угрозы при вулканических извержениях.