Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

30 июня 2017 года на 89 году жизни скоропостижно скончался Заслуженный пилот СССР, Почетный председатель Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «Опыт»)

3 июля 2017 11:43

ВАСИН ИВАН ФЕДОТОВИЧ

            Ушел из жизни легендарный человек, беззаветно преданный гражданской авиации и внесший огромный вклад в организацию летной работы, управление воздушным движением, обеспечение безопасности полетов, подготовку авиационных специалистов.

Иван Федотович родился 12 июня 1929 года в г. Хвалынске на Волге. Познал военное лихолетье,  подростком помогал взрослым, работал помощником тракториста. После окончания школы поступил в педагогическое училище, закончив которое, работал учителем русского языка и литературы в начальной школе.

В 1950 году он поступает в Краснокутское летное училище ГВФ. Как отличника учебы его оставляют пилотом-инструктором самолета ПО-2, с чего и начинается его дальнейшая пошаговая летная карьера, сначала в училище, а затем на производстве в Приволжском управлении. Летает пилотом на авиахимработах, заместителем командира эскадрильи, старшим пилотом-инспектором по безопасности полетов.

Успешный опыт инструкторской работы в летном училище вновь возвращает Васина Ивана Федотовича на педагогическую стезю, теперь уже в Школе высшей летной подготовки (г. Ульяновск), в которой он работает командиром корабля-инструктором самолета ИЛ-12.

Иван Федотович осознает, что учить летному делу молодых пилотов хорошо, но надо учиться и самому. В 1958 году он начинает обучение на командном факультете Высшего авиационного училища (г. Ленинград). В этот период начальником ВАУ ГВФ был дважды герой Советского Союза, прославленный командующий ВВС в годы войны Новиков А.А.

После окончания Высшего авиационного училища в 1962 году, Васин И.Ф. получает назначение в Дальневосточное управление ГА. Работает инспектором и активно участвует во вводе в эксплуатацию реактивного самолета ТУ-104. Благодарные дальневосточники до сих пор помнят Ивана Федотовича, и по их инициативе была определена точка обязательного донесения на трассе Владивосток-Токио. Она получила пятибуквенное наименование «ВАСИН».

Дальнейшими этапами в жизни Ивана Федотовича стали его работа в должности Заместителя начальника Красноярского управления ГА, затем Полярного управления гражданской авиации. Дальний Восток, Сибирь, Заполярье дали ему возможность приобрести новый опыт в организации летной работы и обеспечения безопасности полетов. Он принял эстафету мужества и чести у тех, кто ранее осваивал эти суровые края в довоенные и военные периоды, у тех, кто спасал «челюскинцев», кто высаживал на лед Северного ледовитого океана первые полярные экспедиции, кто занимался перегонкой для фронта самолетов из США в СССР по трассе «Аляска-Сибирь».

После расформирования Полярного управления ГА, Васин И.Ф. назначается начальником Управления летной службы Министерства гражданской авиации. Это обязывало всегда быть на острие проблем по обеспечению полетов и выработке мер по предотвращению авиационных происшествий во всей отрасли.

В 1972 году происходит новый поворот в жизни Ивана Федотовича, он назначается начальником Ордена Ленина Академии гражданской авиации. Здесь, в который раз, проявляется его неуемный характер и целеустремленность в достижении цели. За восемь лет его руководства Академия превратилась в ведущий ВУЗ гражданской авиации. Выпускники Академии возглавили летные подразделения, объединенные авиаотряды, территориальные управления, главки министерства и зарубежные авиакомпании. Было завершено строительство нового учебного корпуса, летных и диспетчерских тренажеров, возведены общежития для слушателей и жилые дома для преподавательского состава. Все это и сегодня используется Санкт-Петербургским государственным университетом гражданской авиации.

Это лишь одна сторона медали. В это же время Иван Федотович защитил кандидатскую диссертацию, ему присвоено ученое звание профессора. Иван Федотович приступил к разработке курса «безопасность полетов», который был впервые введен в учебный процесс Академии на кафедре, которую он возглавил. В дальнейшем данный курс был введен во все учебные заведения ГА.

Все это произошло за восемь лет, в период, когда Иван Федотович возглавлял Академию. Эти годы сотрудники Академии помнят и называют ее «Золотым веком».

С 1980 по 1988 гг. Васин И.Ф. – заместитель министра гражданской авиации. В сферу его деятельности входит не только организация летной работы, а и управление воздушным движением. Именно тогда в отечественной гражданской авиации была впервые введена Автоматизированная система управления воздушным движением и Единая система УВД.

После аварии на Чернобыльской АЭС Васин И.Ф. организовывает работу по ликвидации последствий этой аварии.

В конце 80-х годов Иван Федотович назначается на пост Представителя Советского Союза в Совете Международной организации гражданской авиации (ИКАО), штаб-квартира которой находится в Монреале.

Представлять нашу страну за рубежом не только почетно, но и ответственно. Необходимо активно защищать ее интересы в сложных межправительственных отношениях, выдвигая аргументированные доводы в области гражданской авиации. Весь предшествующий опыт Ивана Федотовича позволял ему делать это блестяще, а его инициатива всегда получала понимание и поддержку. Сочетание высокого профессионализма и проявление в общении «широкой русской души» получили признание и уважение к нему в международном авиационном сообществе.

Каждая зарубежная командировка подходит к концу. Васин И.Ф. возвращается на Родину и оказывается в новом общественном строе, с новыми экономическими условиями и человеческими отношениями. Со своими соратниками Васин И.Ф. создает общественную организацию Клуб ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «Опыт»). Задачей Клуба являлась передача авиационного опыта, накопленного предыдущими поколениями, а так же, серьезная экспертная работа.

Иван Федотович был награжден Орденом Ленина, Орденом «Октябрьской революции», Орденом «Дружбы народов», Орденом «Кирилла и Мефодия» республики Болгария. Но самая высокая награда для него – любовь и память, которые останутся в сердцах работников гражданской авиации.

Руководство Росавиации, общественные авиационные организации, соратники по работе Ивана Федотовича и его ученики глубоко скорбят о его кончине и выражают соболезнования его родным и близким.