Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Размер шрифта: A A A
Анимация: Да Нет
Отображение: Цветное Черно-белое Инвертированное
О Росавиации
Деятельность
Аэропорты и аэродромы
Сертификация
ГлавнаяОбращения гражданЧасто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

Список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них



Вопрос

Ответ

1

Какие государственные услуги, предоставляемые Росавиацией, размещены на Едином портале государственных услуг?

На Едином портале государственных услуг представлены следующие государственные услуги, включённые в актуальную версию перечня государственных услуг и функций, размещённую на портале административной реформы http://ar.gov.ru/:

1. Аккредитация органов по сертификации испытательных лабораторий (центров)

2. Аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта

3. Аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации

4. Выдача документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, требованиям федеральных авиационных правил

5. Выдача документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил

6. Выдача разрешений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, на выполнение международных полетов из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов.

7. Выдача разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах

8. Выдача разрешений на выполнение разовых полетов воздушных судов, если такие разрешения обусловлены особыми условиями эксплуатации воздушного судна и необходимы для обеспечения безопасности полета

9. Выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов аэропортов и иных объектов авиационной инфраструктуры

10. Выдача разрешений на транзитные полеты иностранных воздушных судов

11. Выдача свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения

12. Выдача сертификата эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок

13. Государственная регистрация гражданских аэродромов

14. Государственная регистрация гражданских воздушных судов и ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации

15. Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними

16. Допуск перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок

17. Обязательная сертификация производства систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением

18. Обязательная сертификация типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением

19. Организация и проведение инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов

20. Организация и проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации

21. Организация и проведение обязательной сертификации юридических и физических лиц, выполняющих авиационные работы.

22. Предоставление в установленном порядке эксплуатантам воздушных судов освобождений от выполнения установленных требований, связанных с перевозкой опасных грузов воздушным транспортом

23. Предоставление разрешений иностранным назначенным авиапредприятиям на выполнение регулярных полетов

24. Признание свидетельств иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням специалистов

25. Принятие решения об аккредитации представительств иностранных юр.лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации,о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юр.лиц, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных физ. лиц, являющихся работниками представительств иностранного юр. лиц, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации на территории РФ

26. Утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта

27. Утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта

28. Учет беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

2

Каким образом я могу получить в Росавиации справку, подтверждающую факт выдачи мне свидетельства пилота?

Для получения подтверждения выдачи Федеральным агентством воздушного транспорта свидетельства специалиста авиационного персонала гражданской авиации необходимо представить в Росавиацию заявление о подтверждении выдачи свидетельства с указанием фамилии, имени, отечества, номера и даты выдачи указанного свидетельства, а также заполненное и собственноручно подписанное согласие на обработку персональных данных, оформленное в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

3

Каков порядок получения свидетельства специалиста авиационного персонала гражданской авиации?

Вся необходимая информация о порядке оказания государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения размещена на официальном сайте Росавиации www.favt.ru в разделе «Деятельность», в подразделе «Летная эксплуатация», далее «Выдача свидетельств авиационного персонала».

Информация о местонахождении межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации, осуществляющих полномочия по оказанию государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, размещена на официальном сайте Росавиации в сети Интернет по адресу: www.favt.ru, в разделе «О Росавиации», на странице «Территориальные органы».

4

Каков алгоритм получения государственной услуги, при обращении для её получения через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ)?

Для обращения в Росавиацию через ЕПГУ необходимо:

а) Зарегистрироваться на ЕПГУ (описание порядка регистрации и доступа представлено на портале ЕПГУ на странице https://www.gosuslugi.ru/help/faq/c-1 ).

б) Перейти на страницу интересующей вас услуги и нажать кнопку «Получить услугу»

в) Заполнить заявление и подписать его электронной подписью.

г) Отправить заявление на получение услуги.

Результат услуги можете получить, любым способом (в любой форме) предусмотренным нормативными правовыми актами.

5

Регистрация, учет и выполнение полетов беспилотных гражданских воздушных судов (БПЛА)

В соответствии со статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат только беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов.

В соответствии со статьями 36 и 57 Воздушного кодекса Российской Федерации, наличие сертификата летной годности воздушного судна и свидетельства внешнего пилота для эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее не требуется.

27 сентября 2019 вступили в силу Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658.

Для постановки БВС на учет владелец БВС представляет заявление о постановке БВС на учет с приложением фотографии этого БВС.

1) Через Единый портал государственных услуг .

2) Через Портал учета беспилотных воздушных судов

или

3) Почтовым отправлением

Кому: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Куда: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2

На конверте сделать отметку «учет БВС»;

а также самостоятельно или через курьерскую службу в экспедицию Росавиации, которая находится в здании Росавиации , на конверте сделать отметку «учет БВС».

Подробная информация размещена на сайте Росавиации /dejatelnost-ucet-bespilotnyh-grajdanskih-vozdyshnih-sudov/

Телефоны для справок – 8 (800) 200-6-555, 8(495) 601-08-43

Возможность подачи заявлений через портал учета беспилотных воздушных судов и Единый портал государственных услуг будет реализована позднее.

Для выполнения полетов беспилотных воздушных судов, независимо от их максимальной взлетной массы и класса воздушного пространства, в котором выполняется полет, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, который подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Направление представленного плана полета воздушного судна в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Контактная информация, необходимая для направления плана полета размещена на интернет-ресурсе (www.ivprf.ru или www.ivprf.aero).

Полеты беспилотных воздушных судов отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации статьей 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность.

6

Где я могу зарегистрировать свое воздушное судно? Какие документы необходимо представлять?

Предоставление государственных услуг по государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в порядке, установленном Административными регламентами, утвержденными приказами Минтранса России от 06.05.2013 № 170 и от 05.12.2013 № 457.

Государственная регистрация сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с Порядком государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.11.2011 № 287.

С текстами указанных нормативных правовых актов, перечнями необходимых документов, образцами заявлений и реквизитами для оплаты государственной пошлины Вы можете ознакомиться на официальном сайте Росавиации www.favt.ru в разделе «Деятельность», подразделе «Государственная регистрация воздушных судов».

7

Выдается ли экспортный сертификат о годности к полетам при исключении воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации?

При исключении воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации пунктами 92-96 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации», утвержденного приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457, предусмотрены оформление и выдача заявителю свидетельства в соответствии с приложением 9 Административного регламента, подтверждающего исключение воздушного судна из реестра.

Выдача экспортного сертификата о годности к полетам при исключении воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации действующими в настоящее время нормативными правовыми актами не предусмотрена.

8

Вопрос о якобы имевших место распылениях воздушными судами в воздушном пространстве Российской Федерации неизвестных веществ серо-белого цвета.

Прямо или косвенно никаких выбросов неизвестных веществ с российских и иностранных гражданских воздушных судов, выполняющих перевозки грузов и пассажиров в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации, не производится и не производилось ранее.

Наблюдаемые в небе так называемые «химтрейлы» являются конденсационным следом, который возникает за летящим воздушным судном в атмосфере при определенных температурных состояниях воздушных масс из сконденсированного водяного пара, входящего в состав продуктов горения топлива.

Возможность появления и время существования конденсационного следа, равно как и его вид, зависят от температуры и влажности слоя атмосферного воздуха, а также направления и скорости ветра на высоте полёта воздушного судна. При низкой температуре и относительной влажности воздуха, близкой к 100 %, конденсационный след от самолёта может существовать длительное время (до нескольких часов), превращаясь в перистые (перисто-кучевые) облака или туман, и может занимать значительные по площади участки неба.

9

Когда будут возобновлены продажи авиабилетов по так называемым «субсидируемым» тарифам между Москвой и городами Дальнего Востока?

К сожалению, выделенные на текущий год из бюджета Российской Федерации ассигнования на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 215 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» использованы авиакомпаниями в полном объеме. Для возобновления продаж необходимо выделение дополнительных средств и в случае положительного решения продажа билетов по «субсидируемым» тарифам может быть возобновлена.

10

Когда перевозчики откроют продажу билетов по специальным (субсидируемым) тарифам на следующий год?

В части открытия продаж авиабилетов по специальным (субсидируемым) тарифам, сообщаем, что с целью обеспечения доступности воздушных перевозок Росавиацией реализуются (далее – Правила № 215).

Правом полета по субсидированному тарифу могут воспользоваться граждане Российской Федерации в возрасте до 23 лет, граждане Российской Федерации - женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины в возрасте свыше 60 лет, граждане Российской Федерации - инвалиды I группы любого возраста и сопровождающие его лица, а также лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, и инвалид с детства II или III группы, а также лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Сообщаем, что в соответствии изменениями в Правила № 215 утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 № 1466, для заключения договора организация воздушного транспорта не позднее 15 ноября года, предшествующего году предоставления субсидии, представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку пассажиров по специальному тарифу, составленное в произвольной форме, с указанием маршрутов и типов воздушных судов, которые планируется использовать при воздушной перевозке пассажиров (далее - заявление) (пункт 5 Правил № 215).

Пункт 12 Правил предусматривает, что Федеральное агентство воздушного транспорта в соответствии с представленными организациями воздушного транспорта заявлениями определяет планируемый объем воздушных перевозок пассажиров исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Росавиации как получателя средств федерального бюджета и размера субсидии на одного пассажира на маршрутах.

Пунктом 13 Правил определено, что договоры заключаются Федеральным агентством воздушного транспорта в течение 15 дней со дня окончания срока, предусмотренного Правилами.

Таким образом, продажа перевозок по специальным (субсидируемым) тарифам на следующий год будет возможна после прохождения вышеуказанных процедур и заключения между авиакомпаниями и Росавиацией соответствующих соглашений.

Федеральное агентство воздушного транспорта не имеет полномочий на принуждение авиакомпаний к заключению на определенных условиях договора воздушной перевозки, в том числе в соответствии с положениями стати 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Информация о маршрутной сети и закрепленных авиакомпаниях в установленном порядке будет размещена на официальном сайте Росавиации в сети Интернет / в разделе «Субсидирование воздушных перевозок».

11

Могут ли жители льготных категорий, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге приобрести авиабилеты в Республику Крым по специальным (субсидируемым) тарифам?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018
№ 215 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 215) возможность субсидирования перевозок пассажиров льготных категорий из Москвы и Санкт-Петербурга не предусмотрена. Перечень маршрутов, по которым такая перевозка возможна, опубликован в Приложении № 3 к Правилам № 215.

12

Маршрут в Приложении № 3 к Правилам № 215 опубликован, но рейсы по нему не осуществляются, или осуществляются, но при этом билетов по специальным (субсидируемым) тарифам в продаже нет. Может ли Росавиация обязать авиакомпании выполнять перевозку пассажиров льготных категорий?

Федеральное агентство воздушного транспорта не имеет полномочий на принуждение авиакомпаний к заключению на определенных условиях договора воздушной перевозки. Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Авиакомпании являются коммерческими организациями, основной целью которых является извлечение прибыли от осуществления своей деятельности, при этом они самостоятельно принимают решение о выполнении полетов по конкретной воздушной линии, руководствуясь при этом критериями экономической целесообразности.

13

Каким образом авиакомпании устанавливают цены на авиабилеты? Как осуществляется контроль ценообразования?

Механизм ценообразования на пассажирские воздушные перевозки основывается на положениях законодательства Российской Федерации.

В положениях статьи 64 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Воздушный кодекс) определено, что плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

Частью 2 статьи 64 Воздушного кодекса установлено, что перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 утверждены «Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (далее – Правила формирования тарифов), которые применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров и багажа и распространяются на перевозчиков, уполномоченных агентов и пассажиров (п.п. 3,4 Правил формирования тарифов).

В соответствии с п.п. 5, 6 Правил формирования тарифов, пассажирский тариф – это денежная сумма за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее – уровень тарифа) и (или) условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемым для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком (п.15 Правил формирования тарифов).

Основными факторами, влияющими на формирование тарифов на воздушные перевозки пассажиров, являются: цена на авиаГСМ, аэропортовые сборы, лизинговые платежи, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, двигателей и агрегатов, сборы за аэронавигационное обслуживание.

Воздушным законодательством предусмотрен механизм ценообразования на воздушные перевозки, основанный на установлении перевозчиком различной цены перевозки – ряда тарифов с различными уровнями и правилами их применения.

Ценовая политика, проводимая авиакомпаниями, характеризуется элементами динамического ценообразования, что заключается в дифференциации стоимости авиаперевозки в зависимости от даты вылета, дня недели, сезона, уровня загрузки воздушного судна по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса, объема реализованных авиабилетов на конкретный период времени (% занятости кресел).

Также обращаем внимание, что спрос на пассажирские перевозки воздушным транспортом характеризуется ярко выраженной сезонностью. Перераспределение квот реализации билетов по различным тарифам, а именно путем увеличения в период большего спроса количества предлагаемых билетов по более высоким тарифам при одновременном уменьшении количества предлагаемых билетов по более низким тарифам отвечает мировой практике.

14

Мной приобретены два авиабилета на рейсы различных перевозчиков по маршруту Аэропорт «А» – Аэропорт «В» (пересадка) и далее Аэропорт «В» – Аэропорт «С». При вылете из Аэропорта «А» произошла задержка рейса, что привело к опозданию на рейс второго перевозчика по маршруту Аэропорт «В» – Аэропорт «С». Обязан ли перевозчик на 1 полетном участке компенсировать пассажиру возникшие в этом случае затраты?

Порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила).

Пунктом 76 Правил предусмотрено, что перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Сообщаем, что под «единой перевозкой» в соответствии с пунктом 71 Правил рассматривается перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) назначения) несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, или оформленному(ым) вместе с ним дополнительному(ым) билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), в котором(ых) указывается номер билета, багажной квитанции, к которому он(и) оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке.

В рассматриваемом случае, перелет планировался по отдельным авиабилетам, приобретенным пассажиром самостоятельно на рейсы различных авиакомпаний, на отдельные полетные участки.

Запланированный полет по маршруту Аэропорт «А» – Аэропорт «В» рейсом
первого перевозчика, не является предметом договора, заключенного со
вторым перевозчиком на перевозку по маршруту Аэропорт «В» – аэропорт «С». В соответствии с воздушным законодательством перевозчик может нести ответственность только в рамках договора перевозки на конкретном полетном участке.

15

Какими правилами регламентированы сроки окончания регистрации и посадки на рейс?

Порядок перевозки пассажиров авиакомпаниями Российской Федерации регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 80 Правил пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п., а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.

Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка (пункт 81 Правил).

На регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (пункт 84 Правил).

Пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне (пункт 90 Правил).

В соответствии с пунктом 91 Правил, пассажиру, опоздавшему ко времени окончания посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.

Окончание времени посадки пассажиров в воздушное судно четко регламентировано, поскольку оставшийся период времени отведен для выполнения соответствующих технологических процедур экипажем воздушного судна и службами аэропорта.

16

В каких случаях, авиабилет, купленный по «невозвратному» тарифу можно вернуть?

Статьей 108 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Воздушный кодекс) установлено следующее: «если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира» (п.п. 4 п.1).

Изменения в Воздушный Кодекс Российской Федерации внесены в соответствии со ст.2 Федерального закона от 20.04.2014 № 79-ФЗ и вступили в силу с 21.06.2014 года.

Оплачивая воздушную перевозку и, тем самым, заключая договор воздушной перевозки, пассажир соглашается с условиями договора данной воздушной перевозки пассажира.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 108 Воздушного кодекса установлено, что в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007
№ 82 (далее - Правила).

Пунктом 227 Правил определено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания, установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

17

Куда необходимо обратиться пассажиру для возврата денежных средств в случае отказа от перевозки?

Порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила).

Пунктом 231 Правил определено, что возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

В соответствии с пунктом 232 Правил возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

Обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, Росавиация не наделена полномочиями по принуждению перевозчика к возврату денежных средств, уплаченных в рамках договора воздушной перевозки, заключенного между пассажиром и перевозчиком.

Вопрос востребования денежных средств с юридического лица относится к деятельности хозяйствующего субъекта и может быть решен по согласованию сторон, либо в судебном порядке.

18

Можно ли приобретать авиабилеты через поисковые системы – агрегаторы, например: «Tutu.ru», «One TwoTrip», «Ozon travel», «Kupibilet», «Aviasales», «Aerobilet» и иные им подобные?

Сообщаем, что в соответствии с воздушным законодательством деятельность по продаже и бронированию воздушных перевозок не подлежит государственному регулированию, в связи с чем, Росавиация не располагает информацией об указанных агентах. У Росавиации отсутствуют полномочия на осуществление оценки деятельности указанных организаций.

Статьей 116 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» определена ответственность перевозчика перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, в связи с этим, рекомендуем приобретать билеты на официальных сайтах перевозчиков в сети Интернет, после внимательного ознакомления с правилами перевозок авиакомпании и условиями применения выбранного тарифа.

19

Правомерно ли взимание оплаты за выбор места в салоне воздушного судна при регистрации на рейс и установление некоторыми перевозчиками платных звонков в колл-центр авиакомпании?

Если место в салоне при бронировании не выбрано, то оно будет автоматически назначено во время процесса регистрации.

Порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007
№ 82 (далее - Правила).

Порядок выбора конкретного места по желанию пассажира устанавливается перевозчиком. Перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле
(п. 100 Правил).

Дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги (п.101 Правил).

Таким образом, услуга выбора мест за дополнительную оплату, нарушением воздушного законодательства Российской Федерации не является.

Правилами определена обязанность перевозчика или уполномоченного агента при оформлении перевозки предоставить пассажиру достоверную и полную информации об условиях перевозки, а также обязанность перевозчика обеспечить соответствующее информирование пассажиров в аэропорту и на борту воздушного судна.

Обязанность авиакомпании по бесплатному предоставлению по телефону разного рода справок Правилами не установлена.

20

Летим семьей с детьми в возрасте до 12 и старше 12 лет. В соответствии, с какими правилами и требованиями осуществляется рассадка пассажиров в салоне воздушного судна?

Порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 84 Правил, перевозчик принимает все возможные меры по совместному размещению на борту воздушного судна совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста и следующего(их) вместе с ним ребенка (детей) в возрасте до 12 лет.

Таким образом, законодательством в области перевозок пассажиров на воздушном транспорте установлена особенность исполнения договора воздушной перевозки, согласно которой перевозчик должен принять все возможные меры по совместному размещению на борту воздушного судна совершеннолетнего пассажира и следующих вместе с ним детей в возрасте до 12 лет.

Если место в салоне при бронировании не выбрано, то оно будет автоматически назначено во время процесса регистрации.

Порядок выбора конкретного места по желанию пассажира устанавливается перевозчиком.

21

Какой организацией осуществляется контроль за действиями авиакомпаний при организации пассажирских перевозок?

Проверки авиакомпаний (эксплуатантов, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки) проводятся Федеральным агентством воздушного транспорта для подтверждения способности эксплуатанта безопасно осуществлять коммерческие воздушные перевозки в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил в форме плановых проверок, внеплановых проверок, а также путем анализа данных заявки, представляемых эксплуатантом в электронном виде.

Плановые проверки эксплуатанта осуществляются не реже:

проверка на перроне - одного раза в три месяца;

проверка на маршруте (в полете) - одного раза в три месяца;

проверка базовых объектов авиакомпании - одного раза в шесть месяцев.

Контроль за действиями авиакомпаний при организации пассажирских перевозок осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

С правилами подачи обращения можно ознакомиться на официальном сайте указанной организации в сети Интернет по ссылке:

http://rostransnadzor.ru/obrashheniya-grazhdan/poryadok-priema-obrashhenij-grazhdan/ .

22

При оформлении авиабилета на сайте авиакомпании в сети Интернет допущена опечатка (ошибка). За операцию внесения изменений в билет перевозчик требует оплату агентских сборов. Правомерно ли это?

Порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 6 Правил, организация продажи и оформления перевозок является прерогативой перевозчика, в связи с чем, Росавиация в рамках своих полномочий не имеет регулирующего воздействия на технологический процесс продажи перевозок, осуществляемый через компьютерную сеть Интернет.

Пунктами 13 и 14 Правил предусматривается, что пассажир для осуществления бронирования может обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи перевозок либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы.

Пассажир при бронировании сообщает необходимую информацию о своих персональных данных, тем самым берет на себя ответственность за ее достоверность.

Оплачивая воздушную перевозку, пассажир соглашается с условиями заключаемого договора воздушной перевозки.

Сборы за переоформление перевозочных документов и их размер воздушным законодательством Российской Федерации не регулируются. Такие сборы устанавливаются внутренним прейскурантом агентства воздушных сообщений (кассы, агента по продаже), с которым авиакомпанией заключается соответствующий агентский договор и внутренним документом авиакомпании для собственных точек продаж и продаж на собственном сайте в сети Интернет.

23

Билет оформлен «туда и обратно», пассажир в силу каких-то обстоятельств не смог вылететь по маршруту «туда». Почему перевозчик аннулировал билет, оформленный «обратно»?

Порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 27 Правил, если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

24

Поясните действия пассажира в случае неприбытия багажа или его повреждения при транспортировке?

Сообщаем, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 253-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» сертификация юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, отменена. Росавиация не наделена полномочиями по контролю деятельности аэропорта связанной с обеспечением процедур обслуживания багажа.

Вместе с тем информируем, что в соответствии со статьей 120 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Воздушный кодекс) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

Статьей 119 Воздушного кодекса определено, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлениемценности, - в размере объявленной ценности.

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза;

В соответствии со ст.124 Воздушного кодекса по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт.

Коммерческий акт составляется при выдаче багажа для удостоверения, в том числе недостачи или повреждения (порчи) багажа.

Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса).

Перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу) багажа после его принятия к воздушной перевозке и до выдачи в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (ст. 118 Воздушного кодекса).

При несогласии с действиями или решениями авиакомпании, пассажир вправе на основании части I статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Возмещение морального вреда (и его размер) в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ рассматривается судом.

25

Как формируется маршрутная сеть, и каким образом регулируются тарифы на перевозку пассажиров воздушным транспортом на авиалиниях, внутри субъекта Российской Федерации (например: в Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Камчатском крае)?

В соответствии с законодательством коммерческие воздушные перевозки не относятся к сфере деятельности естественных монополий и, соответственно, не подлежат государственному регулированию.

Пунктом 5 статьи 64 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» определено, что плата за воздушные перевозки устанавливается перевозчиком самостоятельно.

В связи с этим, авиакомпании как хозяйствующие субъекты самостоятельно принимают решение о начале выполнения полетов по конкретной воздушной линии, руководствуясь при этом исключительно соображениями экономической целесообразности.

В части, касающейся установления цен на воздушные перевозки пассажиров по местным воздушным линиям внутри субъекта Российской Федерации сообщаем, что Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вопрос организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Таким образом, решение вопроса об организации перевозок пассажиров (в том числе на условиях субсидирования), осуществляемых на местных воздушных линиях внутри субъекта Российской Федерации относится к ведению субъекта.

26

Обязан ли перевозчик предоставить «горячее» питание в случае продолжительности полета более 3 часов?

Порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 95 Правил «горячее питание» предоставляется пассажирам при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов и далее каждые четыре часа - в дневное время и каждые шесть часов - в ночное время.

Одновременно пунктом 98 Правил предусматривается, что питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

27

Как рассматривается претензионное обращение к иностранному перевозчику?

В соответствии со статьей 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

К международным договорам Российской Федерации относятся, в том числе и соглашения о воздушном сообщении, заключаемые с каждым государством, перевозчик которого выполняет полеты на территорию Российской Федерации.

В данных соглашениях также содержатся обязательства государства по соблюдению законодательства страны, на территорию которой выполняются полеты.

В соответствии со статьями 1210, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора воздушной перевозки могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. В случае отсутствия соглашения сторон о подлежащем применению праве, к договору воздушной перевозки пассажира применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

При этом правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается право страны, где находится основное место деятельности авиаперевозчика. Таким образом, в случае приобретения билетов на рейс иностранного перевозчика к договору перевозки применяется право страны перевозчика, которое распространяется также на условия возврата и обмена билетов в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки.

Рассмотрение спора о праве на денежную компенсацию, морального вреда, установление степени вины авиаперевозчика, а также иных юридически значимых обстоятельств, необходимых для привлечения указанных лиц к гражданско-правовой ответственности, является исключительной компетенцией органов судебной власти.

28

Должен ли диспетчер управления воздушным движением подтверждать свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки путем демонстрации при проведении проверок теоретических знаний и практических навыков?

В соответствии с требованиями пункта 8 Федеральных авиационных правил «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам инструкторам», утвержденных приказом Минтранса России от 26.11.2009 № 216, диспетчер управления воздушным движением должен подтвердить свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) путем демонстрации при проведении проверок (тестирования) теоретических знаний и практических навыков с периодичностью: для диспетчера УВД 1-го класса – один раз в три года, для диспетчера УВД 2-го класса – один раз в два года, для диспетчера УВД 3-го класса – ежегодно.

29

Правомерно ли выполняются полеты воздушными судами над населенными пунктами?

Полеты воздушных судов над населенными пунктами регламентированы воздушным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно­-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В частности, пункт 48 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» устанавливает, что полеты воздушных судов над населенными пунктами в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охране здоровья людей, пресечения и раскрытия преступлений могут выполняться на высоте, обеспечивающей реализацию указанных мероприятий, с возложением ответственности за обеспечение безопасности выполнения полетов на уполномоченное лицо, организующее такие полеты. Также в соответствии с требованиями пункта 3.31 приказа Минтранса России от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» полеты воздушных судов могут производиться над населенными пунктами, расположенными в границах районов аэродромов, где выполняются полеты по маршрутам прилета и вылета для воздушных судов, следующих по правилам визуальных полетов на аэродромы и посадочные площадки.

30

Необходимость и порядок согласования строительства в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов. Строительство объектов в приаэродромной территории. аэродромов гражданской авиации

Строительство объектов в районах аэродромов сопряжено с рядом проблем и трудностей. Предлагается воспользоваться следующей памяткой (алгоритмом) действий.

Если вы решили строить объект в районе аэродрома, то:

1. Найдите аэродром, для которого имеется влияние.

аэродромы гражданской авиации (Росавиации): /dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-reestr-grajdanskih-ajerodromov-rf/, графические материалы: /dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-priaerodromnie-territorii/

аэродромы государственной авиации (Минобороны России): https://mil.ru/airfields.htm;

аэродромы экспериментальной авиации (Минпромторг России): https://minpromtorg.gov.ru/opendata/7705596339-aerodromesexperimentalaviation/.

2. Узнать установлена ли приаэродромная территория в отношении найденного аэродрома.

Для этого нужно пользоваться сведениями Единого государственного реестра недвижимости и правилами землепользования и застройки муниципальных образований (Положения о приаэродромной территории (постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460) сведения должны быть внесены в ЕГРН и ПЗЗ.

Для аэродромов Росавиации (гражданской авиации) информацию можно также посмотреть на сайте Росавиации (/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-priaer-terr-aerodromov-ga/) и сайтах ее территориальных органов по территориям деятельности ( /o-rosaviacii-territorialnye-organy/ ).

Для аэродромов государственной авиации и экспертиментальной авиации учет приаэродромных территорий ведут Минобороны России и Минпромторг России, Росавиация сведениями не располагает.

3. Если нашли сведения о приаэродромной территории.

После установления приаэродромной территории согласование строительства от Росавиации НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Получение дополнительных согласований и заключений не нужно, если объект размещается в соответствии с установленными ограничениями.

В конкретной приаэродромной территории могут быть прописаны (в исключительных случаях) получение заключений и согласований для отдельных объектов, выходящих за рамки установленных ограничений.

Ограничения определяются заявителем и органами власти, осуществляющими выдачу разрешений на строительство САМОСТОЯТЕЛЬНО, Росавиация справок по данному вопросу не дает.

Если приаэродромная территория не установлена, то для каждого индивидуального объекта необходимо получить согласование:

для аэродромов Росавиации (гражданской авиации) - территориальными органами Росавиации по территориям деятельности ( /o-rosaviacii-territorialnye-organy/ );

- для аэродромов экспериментальной авиации - организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации;

- для аэродромов государственной авиации - организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации (Минобороны России).

Согласование НЕ ТРЕБУЕТСЯ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд (п. 12 статьи 3) Федерального закона от 11.06.2021 № 191-ФЗ).

В целях обеспечения согласования размещения объектов на официальном сайте Росавиации размещены приаэродромные территории, полосы воздушных подходов и санитарно-защитные зоны аэродромов гражданской авиации: /dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-priaerodromnie-territorii/

Для аэродромов Московской области разработан особый порядок согласования на портале госуслуг данного субъекта: https://uslugi.mosreg.ru/services/18120.

ВАЖНО!

Если на Вы обнаружили, что Ваш земельный участок попал под ограничения приаэродромной территории важно помнить, что ПАТ не накладывает запрета на куплю-продажу земельного участка и размещенных на них объектов и на их государственную регистрацию в органах Росреестра. Необходимо только организовать его использование в соответствии с установленными ограничениями. Даже если «у соседей уже построено» или «все так строили».

31

Объясните порядок поступления на государственную гражданскую службу в Росавиацию

Федеральное агентство воздушного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена государственная гражданская служба. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в Росавиации замещение вакантных должностей гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Условия и порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы определены Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Информация о конкурсах, проводимых в центральном аппарате Росавиации, размещается на сайте (http://www.favt.ru «О Росавиации – Государственная служба – Конкурсы. Центральныйаппарат») и на Федеральном портале управленческих кадров ( http://rezerv.gov.ru).

32

Как проводится прием на целевое обучение в образовательные организации гражданской авиации? Куда обращаться для заключения договора о целевом обучении?

Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заказчик целевого обучения).

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования проводится по отдельному конкурсу в рамках установленной квоты.

При приеме на обучение по программам среднего профессионального образования отдельный конкурс для граждан, заключивших договоры о целевом обучении, не предусмотрен действующим законодательством. Однако, если количество абитуриентов превышает количество мест для приема, наличие договора о целевом обучении является преимуществом при зачислении абитуриента на обучение при прочих равных условиях.

Для заключения договора о целевом обучении следует обращаться в авиакомпании и предприятия гражданской авиации, которые самостоятельно проводят отбор кандидатов для заключения договоров о целевом обучении исходя из потребности и планов развития, а также гарантируют трудоустройство по окончании образовательной организации.

33

Наличие и местонахождение представительств иностранных авиакомпаний на территории Российской Федерации

Перечень представительств иностранных авиакомпаний, в отношении которых Росавиацией принято решение об аккредитации на территории Российской Федерации опубликован на сайте Росавиации в разделе «Деятельность» в подразделе «Международная деятельность».

В случае наличия представительства иностранной авиакомпании, аккредитованного Федеральным агентством воздушного транспорта на территории Российской Федерации, в адрес заявителя направляется актуальная запрашиваемая информация в соответствии с уставными документами, представленными при получении государственной услуги.

По российскому законодательству иностранным авиакомпаниям не обязательно открывать представительства на территории Российской Федерации.

Организация и проведение обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.

Список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них


1

Какие аэродромы подлежат сертификации Росавиацией?

Росавиация проводит мероприятия по сертификации в отношении аэродромов гражданской авиации класса А, Б, В.
2

Какой размер будет составлять государственная пошлина за предоставление услуги?

Государственная пошлина составляет 650 рублей. Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины размещаются на официальном сайте Росавиации в разделе «Оплата государственных пошлин».
3Как выбрать Центр по сертификации?
Обратиться в один из центров, опубликованных на официальном сайте Росавиации: Сертификация - Сертификация аэродромов.
4

В каком документе должна отражаться информация о сертификационном центре при подаче заявления на проведение сертификации аэродрома?

Сведения о сертификационном центре указываются в заявлении.
5

Возможно продление срока устранения замечаний?

Срок устранения замечаний может быть продлен по письменному обращению заявителя: - замечания при рассмотрении документов центром по сертификации - 30 рабочих дней с возможностью продления на 15 рабочих дней; - замечания, указанные в акте проверки аэродрома - 30 рабочих дней с возможностью продления на 30 рабочих дней.
Государственная регистрация аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации.

Список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них


1

Какой размер государственной пошлины нужно оплатить при государственной регистрации аэродрома класс А, Б, В?

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию аэродрома класса А, Б, В составляет - 130 000 рублей. Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины размещаются на официальном сайте Росавиации в разделе «Оплата государственных пошлин».
2

Какой размер государственной пошлины нужно оплатить при государственной регистрации аэродрома класс Г Д, Е?

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию аэродрома класса Г Д, Е составляет - 65 000 рублей. Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины размещаются на официальном сайте Росавиации в разделе «Оплата государственных пошлин».

Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter
Наверх