Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Размер шрифта: A A A
Версия для слабовидящих
Карта сайта
RSS
Facebook
Twitter
О Росавиации
Деятельность
ГлавнаяНовостиНовости  

О практике регулирования перевозок типа аэротакси в США

15 июня 2017

В связи с продолжающейся дискуссией в среде российской авиационной общественности относительно разрешения частным пилотам и собственникам сверхлегких и легких воздушных судов заниматься коммерческой деятельностью в виде «аэротакси» и перевозить пассажиров за плату Росавиация предлагает обратиться к опыту государственного регулирования данного вопроса в США как государстве с передовой развитой системой коммерческой и частной авиации.

В воздушном законодательстве США частным пилотам на воздушных судах некоммерческой авиации общего назначения (АОН) не разрешается перевозить пассажиров за плату (заниматься коммерческой деятельностью). Учитывая большие риски аварийности, ущерба безопасности, жизни и здоровью пассажиров, судебно-юридические и иные последствия, которые могут нести такие перевозки, авиационные власти США до настоящего времени не внедрили и, по имеющейся информации, не планируют внедрять такую практику. Одновременно с этим на постоянной основе авиавласти проводят разъяснительную, профилактическую и надзорную работу, направленную на повышение «культуры безопасности полетов» в среде авиационной общественности.

Целесообразно воздержаться от принятия скоропалительных решений, открывающих возможности для АОН зарабатывать на авиаперевозках, и в России, учитывая низкую «культуру безопасности» и самодисциплины пилотов АОН, трудности урегулирования вопросов страхования пассажиров, судебных исков при наступлении негативных последствий в случае авиационных происшествий с распространением ответственности на имущество владельцев воздушных судов АОН и членов их семей для компенсации ущерба и др.

Термин «аэротакси» в воздушном законодательстве США не используется, применяется обозначение «перевозки «по запросу» (on-demand operations).

В Своде федеральных нормативных актов (Code of Federal Regulations, CFR) – кодифицированном сборнике основных постановлений и приказов федеральных органов исполнительной власти США – имеется Титул 14 (Title 14) «Авиация и космонавтика», Глава 1 которого содержит Подглаву G (SUBCHAPTER G) «Авиаперевозчики и эксплуатанты за плату или по найму: сертификация и эксплуатация» (AIR CARRIERS AND OPERATORS FOR COMPENSATION OR HIRE: CERTIFICATION AND OPERATIONS).

Разделом 135 (14 CFR PART 135) Подглавы G Главы 1 Титула 14 «Эксплуатационные требования: пригородные перевозки и перевозки по запросу. Правила нахождения физических лиц на борту таких воздушных судов» (PART 135 – OPERATINGREQUIREMENTS: COMMUTER AND ON DEMAND OPERATIONS AND RULES GOVERNING PERSONS ON BOARD SUCHAIRCRAFT) ( https://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?tpl=/ecfrbrowse/Title14/14cfr135_main_02.tpl ) регулируются аспекты выполнения так называемых «местных перевозок» (англ. сommuter, «пригородный») и перевозок «по запросу» (on-demand).

Для перевозки пассажиров за плату в США заявитель должен получить в Федеральной авиационной администрации США сертификат:

- либо по 14 CFR Part-121 «Эксплуатационные требования: внутренние, национальные (флаг) и дополнительные перевозки» (OPERATING REQUIREMENTS: DOMESTIC, FLAG, AND SUPPLEMENTAL OPERATIONS),

– либо по вышеупомянутому 14 CFR Part-135, если планируется выполнение «местных (сommuter) перевозок» или перевозок «по запросу» (on-demand) на соответствующих типах легких и сверхлегких воздушных судов.

Для того, чтобы частный пилот смог начать перевозки пассажиров за плату, ему необходимо получить:

- лицензию коммерческого пилота (CPL);

- сертификат одиночного пилота (single-pilot operator) по 14 CFR Part-135.

Базовая информация о процедурах сертификации по 14 CFR Part-135 размещена на сайте ФАА США ( https://www.faa.gov/about/initiatives/atos/135_certification/ )

Типы сертификатов 14 CFR Part -135:

- Сертификат авиаперевозчика (Air Carrier certificate) выдается заявителю, который будет производить перевозки между штатами и зарубежные перевозки, или будет перевозить почту;

- Операционный сертификат (Operating certificate) выдается заявителю, который будет производить перевозки внутри одного штата.

Виды деятельности для держателей сертификатов 14 CFR Part -135 :

- перевозки «по запросу» (оn-demand operations), которые могут включать ограниченное количество регулярных рейсов, либо

- «местные» регулярные (сommuter) перевозки, связанные с выполнением неограниченного количества регулярных рейсов.

Каждый из указанных видов деятельности имеет определенные ограничения. К ним относятся количество пассажирских кресел, которые могут быть установлены на борту воздушного судна, максимальная предельная полезная загрузка и использование турбореактивных воздушных судов для таких перевозок.

Перевозки «по запросу» (оn-demand operations) могут производиться на воздушных судах, которые имеют конфигурацию пассажирских кресел 30 мест или менее, максимальную грузоподъемность 3375 кг (7500 фунтов), или на любых вертолётах.

Держатели сертификатов 14 CFR Part-135 на перевозки «по запросу» могут производить ограниченное количество регулярных рейсов со следующими дополнительными ограничениями:

- менее 5-ти парных рейсов в неделю, по крайней мере, на одном маршруте между двумя или более пунктами в соответствии с опубликованным расписанием;

- использование турбореактивных самолетов не допускается;

- максимальная пассажирская конфигурация должна быть ограничена 9-ю креслами или менее.

«Местные» (commuter) перевозки могут осуществляться на самолетах с максимальной конфигурацией 9 пассажирских кресел и максимальной грузоподъемностью 3375 кг (7500 фунтов), или на любых вертолётах. Использование турбореактивных самолетов не допускается. Держатель сертификата на «местные» перевозки также может выполнять перевозки «по запросу».

Объем сертификатов по 14 CFR Part -135:

· Одиночный пилот-эксплуатант (single-pilot operator). Включение в операционные спецификации в рамках такого сертификата иных пилотов не допускается. Отсутствуют требования по разработке и применению руководств или учебных программ, назначению директора по летной деятельности, шеф-пилота или директора по поддержанию летной годности. Однако требуется назначение менеджера, ответственного за эксплуатационный контроль, и внедрение учебной программы по перевозке опасных материалов.

· Одиночный эксплуатант - командир воздушного судна (single Pilot In Command (PIC) operator). Сертификат включает поимённо только 1 командира воздушного судна и максимум 3 вторых пилотов для всех видов деятельности по Part-135. Сертификатом допускается привлекать к полетам только указанных в спецификациях пилотов. Данный сертификат имеет ограничения по размеру воздушного судна и объемам деятельности, включающие:

- тип воздушного судна с 9 пассажирскими креслами и менее;

- перевозки ограничены США, Канадой, Мексикой и Карибами;

- не допускаются инструментальные заходы на посадку по Категориям II,III.

Допускаются отступления в отношении руководств, учебных программ и отдельного управленческого персонала.

· Part 135 Базовый. Держатель сертификата имеет следующие ограничения в спецификациях:

- максимум 5 пилотов, включая вторых пилотов;

- максимум 5 воздушных судов может быть задействовано в перевозках;

- максимум 3 различных типа воздушных судов могут эксплуатироваться;

- воздушное судно с 9 пассажирскими креслами и менее;

- перевозки ограничены США, Канадой, Мексикой и Карибами;

- не допускаются инструментальные заходы на посадку по Категориям II,III.

Держатель сертификата 135 Базовый должен разработать и применять в своей деятельности руководства, учебные программы, иметь соответствующее штатное расписание. В силу размера и объема деятельности могут применяться отступления.

· Part 135 Стандартный. Держатель сертификата не имеет предустановленных ограничений по размеру и характеру деятельности (в отличие от описанных выше). Однако на каждый тип деятельности в рамках данного сертификата должны быть получены соответствующие спецификации. Держатель сертификата должен разработать и применять руководства, учебные программы, иметь соответствующее штатное расписание.

Держателям сертификата 14 CFR Part-135 разрешается осуществлять полеты за плату с соблюдением ограничений и предписаний по безопасности полетов с целью авиационного туризма (обзорные экскурсии для осмотра достопримечательностей, облеты территорий национальных парков), установленных в разделе PART 136 Подглавы G Главы 1 Титула 14 «Управление коммерческими аэротурами и аэротурами в национальных парках» (COMMERCIAL AIR TOURS AND NATIONAL PARKS AIR TOURMANAGEMENT) ( https://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?SID=b5bbaf376c3541cc788a0fe1026f9fc6&mc=true&node=pt14.3.136&rgn=div5#sp14.3.136.b ).

Справка

Уровень аварийности полетов в АОН в России продолжает оставаться высоким. Так, с воздушными судами авиации общего назначения Российской Федерации по состоянию на 08 июня 2017 года произошло 8 авиационных происшествий: 4 катастрофы с гибелью 10 человек и 4 аварии. За аналогичный период 2016 года с воздушными судами АОН произошло 14 авиационных происшествий: 7 катастроф с гибелью 12 человек и 7 аварий.

По состоянию на 08 июня 2017 года с незарегистрированными воздушными судами в Российской Федерации произошло 6 авиационных происшествий: 2 катастрофы с гибелью 2 человек и 4 аварии. За аналогичный период 2016 года с незарегистрированными воздушными судами в Российской Федерации произошла 1 авария и 3 катастрофы с гибелью 3 человек.

Общие данные о числе авиационных происшествий в АОН России
в 2016-2017 гг.

Год Авиационные происшествия Всего АП
Катастрофы Аварии Погибшие
АОН
на самолетах 2017 3 3 5 6
2016 1 1 1 2
на вертолетах 2017 1 1 5 2
2016 5 5 10 10
на автожирах 2017 0 0 0 0
2016 0 0 0 0
на тепловых аэростатах 2017 0 0 0 0
2016 0 0 0 0
на планерах 2017 0 0 0 0
2016 1 1 1 2
Незарегистрированные ВС 2017 2 4 2 6
2016 3 1 3 4
Наверх