Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное агентство воздушного транспорта
Росавиация
Размер шрифта: A A A
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Карта сайта
RSS
Facebook
Twitter
О Росавиации
Центральный аппарат
Деятельность
ГлавнаяНовостиНовости  

Состоялось заседание Общественного совета при Росавиации с повесткой дня: «Состояние дел с организацией и обеспечением полетов на местных авиалиниях в труднодоступных регионах страны. Субсидирование перевозок и меры по совершенствованию комплекса работ»

30 мая 2017

Состоялось заседание Общественного совета при Росавиации с повесткой дня  «Состояние дел с организацией и обеспечением полетов на местных авиалиниях в труднодоступных регионах страны. Субсидирование перевозок и меры по совершенствованию комплекса работ»

В работе заседания приняли участие руководитель Росавиации Александр Нерадько, Председатель Общественного совета Петр Дейнекин, члены Общественного совета, представители Росавиации, подведомственных организаций, авиакомпаний и аэропортов.

С докладом «Состояние дел с организацией и обеспечением полетов в труднодоступных районах страны. Субсидирование перевозок и меры по совершенствованию комплекса работ» выступил заместитель руководителя Росавиации Олег Клим.

Основным приоритетом развития авиаперевозок в Российской Федерации является обеспечение доступности авиатранспортных услуг для населения, в том числе из населенных пунктов, расположенных в труднодоступных регионах страны.

К регионам, где авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности, относится более 60% территории страны (около 28 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичного доступа к основным наземным транспортным коммуникациям, в которых проживают около 15 млн чел).

Воздушный транспорт является практически безальтернативным средством сообщения на территориях Европейского Крайнего Севера, Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Камчатского края  и других территорий Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Следует отметить, что объем внутренних перевозок за 2016 год, за исключением маршрутов, пунктом назначения/отправления которых является г. Москва, составил 11,65 млн пассажиров и увеличился на 1,3 % по отношению к 2015 году.

Рост пассажиропотока на внутренних линиях обусловлен, в том числе и благодаря реализации 5 программ субсидирования региональных перевозок.

1.      Программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242).

Полеты выполнялись 22 авиакомпаниями по 167 маршрутам, по итогам 2016 года выполнено 10 480 рейсов, перевезено 610 362 пассажира на сумму 3 768,891 млн рублей. (В среднем на 1 пассажира из федерального и регионального бюджетов было выделено 8 381  рублей, из федерального – 6 175 рублей/пасс.)

2.      Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095).

Полеты выполнялись 9 авиаперевозчиками по 53 маршрутам, перевезено 486 200 пассажиров на сумму 3 101, 053 млн рублей. (В среднем на 1 пассажира из федерального бюджета было выделено 6 378  рублей).

3.      Программа развития региональных перевозок в Приволжском федеральном округе (постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1168).

Полеты выполнялись 3 авиаперевозчиками по 29 маршрутам, выполнено 10 949 рейсов, перевезено 115 145 пассажиров на сумму 449, 925 млн рублей. (В среднем на 1 пассажира из федерального и регионального бюджетов было выделено 6 512 рублей (из федерального 3 907 руб./пасс).

4.      Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 № 388).

Полеты выполнялись 11 авиаперевозчиками по 36 маршрутам, перевезено 117 443 пассажиров на сумму 397, 662 млн рублей. (В среднем на 1 пассажира из федерального бюджета было выделено 3 386  рублей).

5.      Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1321).

Полеты выполнялись 6 авиаперевозчиками по 2 маршрутам, перевезено 168 830 пассажиров на сумму 363, 697 млн рублей. (В среднем на 1 пассажира из федерального бюджета было выделено 2 220  рублей).

В рамках всех программ субсидирования полеты выполняли 27 авиакомпании по 287 маршрутам. Перевезено около 1,5 млн пассажиров. Сумма субсидий, выделенных из федерального бюджета на реализацию данных программ субсидирования, составила 8,76 млрд руб., из них было освоено – 8,08 млрд  руб., что составило 92,2%.

В 2017 году количество программ субсидирования перевозок пассажиров сократилось до 4-х, сумма бюджетных ассигнований составила 7 229 573,1 тыс. рублей.

1.      Программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242).

В перечень субсидируемых маршрутов включены 112 маршрутов. Полеты выполняются 20 авиакомпаниями.

По оперативным данным в январе-апреле 2017 года  выполнено 2 549 парных рейсов, перевезено 114 256 пассажиров на сумму 711, 938 млн рублей (освоение – 23, 4 %).

2.      Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095).

Полеты выполняются по 53 маршрутам 10 авиаперевозчиками. По оперативным данным в январе-апреле 2017 года перевезено 44 217 пассажиров на сумму 289 млн 205 тыс. 300 рублей (освоение – 9,7 %).

Продано билетов –  309 905 на сумму 2 млрд 147 млн 007 тыс. 300 рублей (72,62 %). По итогам года планируется перевезти 447 716 пассажиров.

3.      Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 17.12. 2012 № 1321).

Перевозки выполняются по 2 маршрутам 7 авиаперевозчиками. По итогам года планируется перевезти 181 254 пассажиров.

4.      Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 № 388).

Перевозки выполняются с 15 мая по 30 ноября 7 авиакомпаниями по 36 маршрутам. С 2017 года период выполнения субсидируемых перевозок расширен, теперь перевозкой по специальному тарифу можно воспользоваться не с 01 июня, а с 15 мая т.г.

Анализ субсидируемых маршрутов в рамках реализации программ субсидирования региональных воздушных перевозок (ПП РФ 1242 и ПП РФ 1168) за последние 3 года показывает, что процент удаленных и труднодоступных маршрутов от общего числа субсидируемых маршрутов растет. Однако доля среднегодового пассажирооборота по субсидируемым маршрутам в удаленные и труднодоступные населенные пункты в общем объеме среднегодового пассажирооборота в 2014 году составила 14,8 %, в 2015 году – 25,9 %, в 2016 – 32,7 %. Следует отметить, что программы субсидирования перевозок пассажиров воздушным транспортом по льготным тарифам выполняют, однако главную задачу – расширение и развитие маршрутной сети, которая соединила бы населенные пункты в регионах между собой таким образом, чтобы пассажирам не приходилось летать транзитом через Москву и Санкт-Петербург – в полной мере не обеспечили.

В этой связи Росавиация неоднократно направляла предложения в Минтранс России по внесению существенных изменений в программу субсидирования, а именно:

Обеспечение поэтапного снижения сумм выплачиваемых авиаперевозчикам субсидий по маршрутам, которые вышли за критерии субсидирования, что позволит сохранить существующую региональную маршрутную сеть страны без резкого увеличения стоимости авиабилетов для населения.

1)      При достижении предельной величины пассажиропотока по маршруту за год, предшествующий году предоставления субсидий, целесообразно перейти с порейсовой схемы субсидирования перевозок на субсидирование по фактически перевезенному пассажиру и снять ограничение по одному перевозчику на маршруте.

2)      При достижении предельной величины пассажиропотока по маршруту за год, предшествующий году предоставления субсидий, целесообразно предусмотреть в Правилах № 1242 уменьшение субсидирования из федерального бюджета на 50 % при возможности увеличения тарифа на 50 %.

Предлагаем также рассмотреть международную практику региональных перевозок, а именно создание альянсов, на примере авиакомпании SkyWest.

На данном слайде представлены воздушные суда, эксплуатируемые на региональных авиалиниях, в том числе и труднодоступных районах Российской Федерации.

В составе регионального парка России представлены ВС, которые были введены в эксплуатацию 40-50 лет назад. В их числе морально устаревшие региональные и самолеты местных воздушных линий Як-40, Ан-24, Ту-134, Ан-26. Они на несколько поколений отстают от зарубежных аналогов по техническим параметрам, хотя еще до недавнего времени обеспечивали соответствующие условиям российского рынка экономические показатели применения.

Помимо обновления флота ВС для успешного развития авиаперевозок в труднодоступных районах РФ необходимо учитывать ряд факторов.

Также в целях усовершенствования модели субсидирования предлагаем создание реестра социально-значимых маршрутов (маршрутной сети), определяемых государством, и закрепленным нормативно-правовым актов, который будет предложен авиаперевозчикам для участия в конкурсном отборе и последующего выполнения субсидируемых перевозок. Маршрутную сеть предлагаем строить по принципу пересекающихся треугольников.

В связи с тем, что большая часть труднодоступных маршрутов находится в районах Крайнего Севера и приравненным к ним территориям Вашему вниманию предлагаю проект принципиального построения маршрутной сети в АЗ с использованием схемы пересекающихся треугольника, при этом обозначаются 3 основных узловых аэропорта – Анадырь, Якутск, С-Петербург. При дальнейшем развитии маршрутной сети в это группу включаются еще 2 аэропорта – Салехард и Норильск.

Наверх